С 28 апреля 2017 года вступают в силу новые поправки к закону об ОСАГО, в соответствии с которыми устанавливается приоритет натурального возмещения, то есть ремонта, над денежной выплатой. Это означает, что в случае ДТП пострадавший получает от страховой компании не деньги, а направление на ремонт.
[photo 1]
Зачем это было нужно?
Система ОСАГО уже несколько лет переживает непростые времена. Растет убыточность, расширяется зона проблемных регионов, где размер выплат по ОСАГО сравнялся (а где-то и превысил) сборы по страховым премиям. Иными словами, страховщикам приходится платить больше, чем они заработали.
Бизнес, который не отличается рентабельностью, обычно сворачивается. Именно это и произошло в ряде регионов РФ, а те страховые компании, которые решили остаться, обложили полисы ОСАГО дополнительными услугами, чтобы хоть как-то их окупить.
И здесь дело вовсе не в большом количестве ДТП, напротив, их количество с каждым годом уменьшается. Все дело в особой прослойке деятелей, специализирующихся на оказании юридической помощи пострадавшим в ДТП, недобросовестных автоюристах. Именно они оказывают на отрасль такое разрушающее воздействие.
«Недобросовестные автоюристы – бич системы ОСАГО. Если бы не их полузаконные и противозаконные мероприятия, мы бы сохранили более 50 млрд рублей, - отмечает Павел Самиев, управляющий директор НРА. – Страховщики бы не уходили из убыточных регионов, проблема с доступностью полисов ОСАГО даже и не обсуждалась бы. Но, к сожалению, пока закон разрешает получать денежную компенсацию за ущерб при ДТП, мы с ними не справимся, так как они действуют практически в рамках правового поля, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, злоупотребляя правом».
Цель автоюристов – довести дело до суда, чтобы получить по его решению так называемые нестраховые выплаты: оплату собственных услуг, оплату независимой экспертизы, немалые штрафы по закону о защите прав потребителей и т.п. Бывает, что в суд идут с незначительным требованием по ущербу – просят страховую компанию доплатить 500 рублей за ущерб, зато свои услуги оценивают, в общем, в 50-60 тысяч рублей.
Таким образом, поправки в закон об ОСАГО, которые предполагают приоритет «натурального» возмещения, должны уничтожить доступ «криминальных» автоюристов к живым деньгам.
Что изменилось?
Ремонт будет производиться без учета износа, то есть на автомобиль поставят новые детали, сертифицированные, качественные. Доплата за «новизну» не потребуется. При денежных выплатах сейчас износ учитывается, соответственно, автовладельцу самому приходится за него доплачивать. Новые поправки дают гарантию на ремонтные работы – 6 месяцев, на кузовной ремонт и лакокрасочные материалы – 12 месяцев.
С учетом того, что в стране средний возраст автомобиля вплотную приблизился к 13 годам, новшества, безусловно, придутся автомобилисту по душе. А если какие-то детали больше не выпускаются и их найти невозможно, то по согласованию со страховщиком, возможна денежная компенсация.