Каким должен быть специалист будущего, чтобы быть востребованным и успешным? Компетентным? Безусловно, но этого сегодня недостаточно. Умение работать в команде скоро перестанет быть формальным требованием в описании вакансии или строчкой резюме. В эпоху, когда все очень быстро и непредсказуемо меняется, эмоциональная грамотность становится залогом не только личного благополучия, но и профессионального успеха. Об этом в ходе очередного мастер-класса, организованного для иркутян Байкальским Центром Тренинга, рассказала Ирина Хакамада.
«Бизнес – это только о деньгах»
– Эмоция живет 12 минут. А установка, рожденная эмоцией – неделями, месяцами, годами. Мне одна девушка рассказывала: «Я уже решила все проблемы с начальником, но я его ненавижу. Я его уже пять лет ненавижу. Я у вас научилась, применяю психологическое айкидо, но я его ненавижу! Потому что он хам! Вот хожу с этой установкой и прямо не могу, как его ненавижу!» Она плохо выглядит. А как иначе: пять лет работать с человеком, которого ненавидишь. Это же убивает, начиная с печени. И я ей сказала: «Бизнес – это не любовь. Бизнес – это не дружба. Бизнес – это не там, где встречаются нормальные люди. Бизнес – это только о деньгах. Деньги получили, остальное забыли. Убрали людей. Человека нет. Начальника нет. Ни его хамства, ничего нет. Контракт подписали, деньги получили, и всё».
Свобода от привычного «я»
– У каждого человека в зависимости от того, в какой стране он вырос, каковы его религиозные, семейные, национальные ценности, формируется его личный опыт. И есть люди, которые зацикливаются на этом опыте. Даже молодые, потому что так родители объяснили, а взрослые тем более – потому что сами все прошли. И если люди не хотят принимать решения вне этого опыта – они проигрывают всё. Потому что мир усложнился, ничто не обеспечивает вам стабильности, вам нужно формировать с людьми свои, более сложные отношения, а вы базируетесь вот на этом общественном опыте. Для того, чтобы учитывать опыт, но на нем не зацикливаться, требуется свобода. Внутренняя свобода от своего бытового, привычного я. Если вы внутренне свободны от бытовой установки своего мозга, вы говорите мозгу: «Так, я принял эту модель, я понимаю, почему ты мне ее подкинул, а теперь давай другую, потому что есть более симпатичный выход». И вы сразу обретаете свободу. И вы также свободно начинаете действовать. И тогда вы становитесь более сложным человеком, лидером и в жизни и в бизнесе в эпоху хаоса и турбулентности.
Не давать мозгу лениться
– Когда вы применяете свой опыт управления настроением часто, возникает автоматический навык. И когда этот навык становится естественным, доведенным до автоматизма, как у меня, тогда вы становитесь абсолютно осознанным человеком. Пример – моя работа в дебатах. Кажется, с какой скоростью она реагирует, да? Как она быстро отвечает на вопросы журналистов, с какой скоростью она, то шутит, то туда, то сюда, это что, подсознательный процесс? – Нет. Это работа моего мозга, доведенная до автоматизма. Вот и всё. Я не даю своему мозгу лениться. Какую бы он мне х… не подбрасывал, а он до сих пор этим увлекается, я говорю: «Нет, мне это не надо».
Чтобы ушла обида
– Вы должны отделить информацию, которую получили, от носителя, которую эту информацию вам дал. Вначале анализируете только информацию. Эмоции прошли, поэтому смотрим, что у нас. Если критика объективна – исправляете ошибки и недочеты. Это более конструктивно. Затем анализируете характер и обстоятельства критики, так ли всё серьезно. Затем – личность субъекта. Потом когда вы все это соединяете – обида уходит, вы снова приходите к субъекту и решаете проблему.
«Может быть, это и бред, но страх ушел»
– Страх не обладает ни формой, ни содержанием. Это энергия черной дыры вашего подсознания. У него нет контуров. Но как только вы его представили, одели, посадили в интерьер, и даже представили свои действия, сняли про него кино – он исчез. Почему? Он перетек из подсознания в игру вашего сознания. Вопрос не в том, чтобы не возникло страха, а в том, чтобы установку, которая возникла в результате пережитого страха, поменять на нужную».
Три года назад я могла остаться без всего. Даже без квартиры. Я представила себе эту ситуацию. Решила, что сначала надо переехать на дачу. Потом найти работу. Машину продать, все продать. Надо чтобы была работа, чтобы хватило на дочь и на все на свете. Ну, я и придумала. У меня же есть имя. И я умею помочь людям в сложной ситуации. Но тут уже не до лекций: нужны более серьезные деньги, а лекции – сегодня есть, а завтра нет. И я придумала. Я буду в хорошем ресторане стоять за барной стойкой. Потому что у барной стойки сидят несчастные и одинокие люди. Я буду «впаривать» им выпивку, они будут мне рассказывать и оставлять чаевые. Бармены не последние люди, они хорошо зарабатывают, и на этом я возьму свои бабки. А в перерывах между барменством, если получится, я буду читать лекции. Может быть, это и бред. Но страх-то ушел. Вы попробуйте. Ведь чего люди боятся? Смены декораций. Вот чтобы не бояться, эту новую декорацию надо себе представить. А потом это «кино» мысленно сжечь. И вместе с материализацией этого страха уйдет и сам страх.
Конфликты и интересы
– Как соединяются интересы людей в бизнесе? С помощью отзеркаливания и оценки своего ресурса. Настроения работают в этой области? Нет, забыли о них. Раздражение – не работает. Страх работает? Нет. Не бойтесь «посылать», если надо, хоть министра, хоть телевидение. Если у вас есть ресурс, и вы знаете, что им этот ресурс нужен – они согласятся на ваши условия. А если ресурса нет и продать нечего – не надо унижаться. Уходите в другую сферу. Главный закон психологии в бизнесе – забывать об установках. Об эмоциях – тем более. Соединяем интересы. Все бизнес-конфликты связаны не с настроениями и эмоциями, а с интересами.
– Эмоциональный капитал состоит из двух больших блоков: умения снимать конфликты и умения управлять людьми. Знание о себе приводит к тому, что вы можете снять конфликт между собой и другими людьми.
– Плох тот руководитель, который нанимает менеджеров и заставляет их заниматься «утрамбовыванием» настроений и эмоций. Вы не в психбольнице. Вы не на приеме у психолога. Вы – компания, которая зарабатывает деньги. Никого не интересуют настроения и эмоции. Всех интересует, как снять конфликт, соединив интересы.
Новые модели управления
– Нужны более сложные модели управления. Как только вы схватываете интересы, все начинает работать автоматически. Если понаблюдать за десяткой лучших топ-менеджеров, никто не может понять, чем они занимаются, они с утра до вечера общаются – с рабочими, с инженерами, со всеми специалистами. И на улице то же самое. С таксистами, с продавцами, а на тусовках – с министрами, с президентами. О чем они все время разговаривают? – Они вычисляют интересы, психотипы и качают новую информацию из первоисточника. Потому что ни в учебниках, ни в интернете этого нет. А потом это все используют. Так создаются условия для дополнительных заработков.
– Главный тренд – тренд на замену живого специалиста искусственным интеллектом. В ближайшие 20-30 лет это будет сделано. Нужны будут только крутые специалисты. Некрутого специалиста заменит машина.
– Менеджер должен управлять небольшим количеством суперспециалистов. Прорва всей этой вертикали управления на фиг никому не нужна. А чтобы соединить людей в суперкреативные команды, которые потом будут давать задания компьютерам, вообще вертикаль не нужна, их нужно соединять горизонтально.
Читайте также:
– Идея в том, чтобы разбить большой проект на подпроекты. Каждый подпроект реализует группа творческих специалистов разного направления, не больше восьми человек. Зарплата ежемесячно небольшая, бонус и основной доход только после выдачи продукта. Если длинный проект – тогда промежуточного продукта. Менеджер, который бы их соединял, не нужен. В этой группе нет конкуренции. Каждый специалист занимается только своим, и они не могут выдать продукт, пока друг с другом не решат все задачи.
– Внутренние конфликты между группами снимаются саморегулируемыми институтами. Это может быть менеджер, это может быть какая-то группа, это могут быть третейские суды, что угодно , что хотите придумывайте, но чтобы они все были прозрачными. Компания, которая не растит эмоционально грамотных людей, – безграмотна. Она не построит эмоционально грамотную модель управления и не заработает денег.
– Надо учить людей эмоционально тонко чувствовать не только друг друга, а клиента, рынок, переходить на его сторону, уметь конвертировать знания об эмоциях и поведенческих законах человека в те же маркетинговые условия. А этого даже большинство маркетологов не знают.