Очередная волна американских санкций — уже не только против России, но и против Турции — ударила и по странам Европы. Валюты стремительно теряют позиции против доллара, а фондовые индексы идут вниз. Российский фондовый рынок показал на прошлой неделе не самый худший результат.
Пятничные торги российский фондовый рынок начал с привычного снижения котировок. Уже в самом начале торгов ведущие российские индексы снизились на 0,6–1%. По итогам дня индекс РТС снизился на 3,7%, до 1056,93 пункта, минимальной отметки с 11 апреля. За счет резкого укрепления курса доллара индекс ММВБ (рассчитываемый в рублях) потерял за день только 1,5% и опустился до отметки 2275,05 пункта. За неделю ведущие российские индексы снизились соответственно на 7,7% и 1%.
Впрочем, снижение в конце минувшей недели наблюдалось и на большинстве фондовых рынков развивающихся стран, и рублевые активы демонстрировали не самую худшую динамику.
Распродаже на emerging markets способствуют внешнеполитические и внешнеэкономические шаги США. На этой неделе к таковым можно отнести и планы по введению новых санкций против России, и обострение торгового противостояния с Китаем, и, наконец, удар по Турции в виде увеличения импортных пошлин на сталь и алюминий. «Для и так неважно себя чувствующей турецкой экономики с двойным дефицитом, бюджетным и торговым, это оказалось сильным ударом, подталкивающим ряд крупных компаний к банкротству. Турецкий бизнес активно занимал в валюте, и сейчас кредитный рейтинг Турции уже хуже греческого, а облигации крупных банков торгуются с доходностью 20% годовых»,— отмечает партнер FP Wealth Solutions Алексей Дебелов. «Падение курса лиры означает рост стоимости обслуживания долга, формирует опасения дефолта и на этом фоне провоцирует дополнительное бегство из экономики»,— отмечает руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова.
Турецкий кризис рикошетом ударил и по европейскому рынку акций. По итогам пятничных торгов ведущие европейские фондовые индексы обвалились на 1,6–2,5%.
По оценкам ЕЦБ, турецкие заемщики должны испанским, французским и итальянским банкам около $140 млрд, в основном в виде валютных займов, и в условиях резкой девальвации валюты риски таких активов растут.
Дальнейшие события участники рынка прогнозировать пока не берутся. «Политически Турция противопоставляет себя Западу, поэтому вряд ли можно надеяться на пакет спасительных мер до разворачивания полноценной рецессии,— отмечает Алексей Дебелов.— В этом плане Россия, выигрывающая от высоких цен на сырье, в том числе и из-за геополитических рисков, и ведущая взвешенную бюджетную политику, находится в существенно более комфортной ситуации, хотя российским компаниям и их акционерам, возможно, придется этот комфорт оплатить». Однако на российский рынок продолжат давить перспективы введения санкций со стороны Госдепа и Конгресса США.
Виталий Гайдаев