Новости

Почему от слов «национальный парк» нас бросает в дрожь? 6 самых важных цитат с форума о туризме на Байкале

«Это будет сессия радикальной правды», – заявила в самом начале модератор Наталья Волощенко, директор управления продаж крупному и среднему бизнесу Байкальского банка Сбербанка. Что мы можем сегодня предложить искушенному туристу на Байкале? Почему проигрываем конкуренцию? Как Иркутской области не свалиться окончательно в сырьевой сценарий развития? Портал SIA.RU записал наиболее важных цитаты с сессии «Экономические возможности и действующие ограничения туристического бизнеса», прошедшей в рамках делового форума «Время жить на Байкале».

О туризме, как драйвере экономики

Наталья Волощенко, директор управления продаж крупному и среднему бизнесу Байкальского банка Сбербанка:

– Туризм больше чем отрасль. Это экономическое явление. 20% мирового валового продукта формирует туризм. Среднестатистический житель планеты тратит 15% своего ежегодного дохода на туризм. Именно за эти 15% конкурируют страны и регионы.

Радикальная правда состоит в том, что сегодня мы проигрываем на этом рынке, а время идет. Можно показывать цифры увеличившегося турпотока на Байкал, но важнее не количество, а деньги, которые получает регион от этого потока. Так вот в Иркутской области на туризм приходится всего 0,7% валового регионального продукта. Сравните, 20% и 0,7%.

Туризм во всем мире является драйвером экономики. Он стимулирует на коммерческой основе развитие и сохранение промыслов и национальной культуры.

Несомненно, все, кто живет в Иркутске, знают, что у нас масса деревянных домов и памятников культуры, которые стоят в центре города и разрушаются. Так вот туризм во всем мире является очень мощным источником финансирования для восстановления этих объектов.

Приведу пример. Многие из нас были в Турции. Это, наверное, та страна, которой в лучшей степени, чем нам, удается соблюдать баланс интересов экономики, сохранения исторического наследия и экологии. Вспомните Каппадокию, Памукалле – эти объекты так же, как и Байкал, охраняются Юнеско. Количество туристов несопоставимо с тем, которое приезжает к нам. Туризм в Турции является источником для сохранения этих объектов. Поэтому не хотелось приравнивать туризм к разрушающей силе. Туризм – это эволюционная сила, помогающая развитию всех отраслей.

Об ограничениях и разных подходах

Марина Григорьева, председатель Комитета по туризму ТПП ВС:

– Почему от слов «национальный парк» нас бросает в дрожь? Мы не можем в национальном парке пасти скот, не можем строить дорогу, не можем строить инфраструктуру и развивать экономику.

Приведу примеры совершенно разных подходов к решению вопросов развития туризма в нацпарках.

В 2006 году Гринпис пытался остановить строительство объектов в Сочинском национальном парке. Они не хотели развития курорта Красная Поляна, потому что это противоречило действующему законодательству. Правительство вынуждено было принять 5-7 подзаконных актов, чтобы реализовать проект, иначе Гринпис всех бы замучил. Сейчас нам ставят этот курорт в пример, как надо развивать туризм в границах национального парка.

Давайте посмотрим, что происходит в национальных парках мира. Например, в Йосемити – национальном парке США, родине Гринпис. Парк имеет статус «Всемирного наследия» под эгидой ЮНЕСКО.

[photo 45008]

Каждый год парк посещают до пяти миллионов человек. В долине построена вся инфраструктура. Большинство туристов передвигаются по парку на личных автомобилях по прекрасной дороге. Построены кафе, кемпинги, магазины, пешеходные и велосипедные дорожки.

У меня вопрос: «А где был Гринпис»? Почему там есть всё: инфраструктура, экология, экономика. Почему Гринпис не остановил строительство? У меня нет ответа на этот вопрос.

О стратегической развилке

Роман Ищенко, председатель иркутского отделения «Деловая Россия»:

– Регион сейчас находится у стратегической развилки.

Либо мы сваливаемся окончательно в сырьевой сценарий, а сейчас мы именно туда паровозом катимся. Могу говорить об этом точно, опираясь на статистику: ключевые объемы инвестиций приходятся на горнодобывающую промышленность и первый передел.

Либо мы найдем силы развивать высокоуровневые, высокотехнологичные сферы деятельности в регионе. Как ни странно, один из рычагов, который позволяет нам переползти во второй сценарий – это Байкал. Дело не только в том, есть у нас туризм или нет у нас туризма на Байкале. У региона шансов нет, если мы с Байкалом в правильном ракурсе не разберемся, не обеспечим воспроизводимость, экологическую устойчивость, качественную хозяйственную деятельность.

О принципе компенсационного развития

Дмитрий Шорников, директор НИИ правовой охраны Байкала ИГУ:

– Принцип, на которые следует опираться при развитии туризма на Байкале, это принцип компенсационного развития. Если мы что-то запрещаем, что-то забираем у бизнеса или населения, любое действие должно быть скомпенсировано. Тоже самое, если мы позволяем вести какую-то деятельность бизнесу, которая причиняет очевидный ущерб: этот ущерб должен быть скомпенсирован лицом, в разрешении которого оно дается. Принцип должен работать в обе стороны.

О новых границах национального парка

Умар Рамазанов, и.о. директора «Заповедное Прибайкалье»:

– При установлении границ национального парка будет осуществлено функциональное зонирование. Зоны, которые существуют сейчас, были установлены еще в 1997 году. К чему ведется данная работа? Чтобы актуализировать новые зоны и привести в соответствие с учетом законодательства. На сегодняшний день те, кто не попал в зону рекреации и занимаются туристической деятельностью, используют территорию не по целевому назначению.

Отвечая на вопрос о включении поселений в зону национального парка, могу сказать, что сейчас существует два проекта установления границ национального парка. Один разработан с учетом социально-экономического развития субъекта без населенных пунктов, второй разработан с учетом генплана 1989 года. Эти две схемы с научным обоснованием находятся в субъекте на утверждении.

О возможностях, которые есть сейчас

Юлия Саенко, региональный представитель ассоциации «Самые красивые деревни России»:

– Наш проект – это яркий пример экономики впечатлений. Модель родилась во Франции и оказалась настолько успешной, что нашла сторонников по всему миру.  

Целью масштабной экспедиции на Байкале стал поиск красивых и самобытных населённых пунктов, обладающих выдающимся природным потенциалом, и оказание им помощи в формировании программы развития. В результате мы планируем создать проект «Тур де Байкал».

В нашей экспедиции участвовал сам Жак Рагон, представитель Федерации и президент ассоциации самых красивых деревень Франции. По его мнению, чтобы европейский турист поехал на Байкал, не надо строить гигантских отелей, должно быть не богато, а чисто и культурно. 

Наш проект показывает, что даже при действующих ограничениях законодательства можно находить способы привлечения инвестиций.

Справка: Деловой форум «Отдыхать на Байкале» состоялся 28 марта 2019 года в Сибэкспоцентре. Организаторами форума выступили Агентство по туризму Иркутской области, Торгово-промышленная палата Восточной Сибири и Байкальский банк Сбербанка.

/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Туризм 2024, последние новости":
Все материалы сюжета (1451)