Газета Дело / Последний номер / "Дело" N24 от 23.12.2011

Как спасти бизнес: реструктуризация, кредиты на зарплату и другая помощь от Сбербанка

Апрель выдался горячим на банковском рынке. Пандемия коронавируса и введенный режим самоизоляции поставили под удар многие бизнесы. Чтобы помочь своим клиентам пережить это непростое время, Сбербанк должен был принимать решения – много и быстро, несмотря на то, что объем работы вырос в десятки раз. Какие программы поддержки предложил бизнесу банк? Почему решил помогать всем отраслям, столкнувшимся с падением выручки, без исключения? Председатель Байкальского банка Сбербанка Александр Абрамкин и руководители основных направлений тербанка провели онлайн-пресс-конференцию, на которой ответили на самые важные вопросы.

Своя программа – на опережение

Самый первый удар от пандемии коронавируса и режима самоизоляции ощутили на себе корпоративные клиенты. Торговля, пассажиро-перевозки, гостиничный бизнес, сфера услуг. Пострадали тысячи предприятий. Своим будущим обеспокоены сегодня буквально все – как малый, так и крупный бизнес.

Александр Абрамкин: Не дожидаясь правительственных инициатив, Сбербанк 25 марта предложил корпоративным клиентам собственную программу реструктуризации кредитов. В отличие от федеральных «кредитных каникул», рассчитывать на эту помощь могут представители более широкого круга отраслей. Мы понимаем, что все компании находятся в экономической зависимости друг от друга, в экономических связях, поэтому стараемся помогать всем клиентам, которые к нам обращаются.

По малому и микро-бизнесу принято решение об упрощенном механизме реструктуризации, предоставлении отсрочки на срок до шести месяцев. Клиентам наиболее пострадавших отраслей банк также готов предоставить отсрочку до шести месяцев. Кроме того, мы не предъявляем никаких санкций в случае неисполнения других обязательств по кредитным договорам. Речь идет о страховании, регистрации обеспечения, поддержании оборотов по счетам, выполнении каких-либо финансовых показателей…

Выбор за бизнесом

Коронавирус поставил под угрозу всю мировую экономику. Такого в новейшей истории еще не было. Большое количество отраслей терпят трудности: выручка падает, продолжать деятельность в условиях режима самоизоляции во многих случаях просто невозможно. Получение поддержки должно быть оперативным и отвечать потребностям бизнеса.

Оксана Лобова, заместитель председателя Байкальского банка Сбербанка: Задача клиента – выбрать: либо федеральную программу, либо собственную программу реструктуризации Сбербанка. Сейчас у банка три стандартные программы реструктуризации, но, если они не подходят, мы готовы разработать индивидуальные условия.

В стандартном режиме предусмотрен перенос платежей со 2 и 3 квартала на период до 1 октября, при этом для клиентов из наиболее пострадавших отраслей – гостиничной сферы и торговли – мы предлагаем более длинные отсрочки, вплоть до конца срока действия кредитного договора.

Чтобы получить поддержку, клиенту нужно определиться с программой отсрочки.

Если предприятие попадает под критерии федеральной программы, указанные в ФЗ-106 («кредитные каникулы»): наличие кредитного договора, заключенного до 3 апреля, и соответствие отрасли по ОКВЭДу, то в этом случае нужно только выбрать, как оплачивать проценты и основный долг в течение шести месяцев, и нажать на кнопку в Сбербанк Бизнес Онлайн, чтобы отправить заявление.

В других случаях клиентам могут быть предложены собственные программы реструктуризации, которые есть в Сбербанке. Поскольку про клиентов нашего банка, тем более про кредитующихся, мы знаем уже довольно много, то для осуществления пролонгации надо предоставить документы, подтверждающие степень падения доходов. К примеру, если к нам обращается торговый центр, мы просим показать, сколько процентов торговых площадей продолжает работать, сколько закрылись, какому количеству арендаторов предоставлены «арендные каникулы». Далее совместно с клиентским менеджером составляем план будущих доходов и вырабатываем наиболее подходящий график платежей.

Горячий апрель

Месяц карантина был в буквальном смысле «горячим» для работников Сбербанка. Принятых решений хватило бы на год. Объем работы вырос в десятки раз. Собственная программа поддержки в Сбербанке оказалась невероятно своевременной и востребованной. Масштабы реструктуризации говорят сами за себя.

Оксана Лобова: Если в прошлом 2019 году за весь год мы рассмотрели не более 100 реструктуризаций, то сейчас с такими заявками за один только месяц обратились уже более 1600 клиентов на сумму 13 млрд рублей. Рост в 16 раз! Из 1600 клиентов 750 обращений – в Иркутской области, по 250-300 – в Забайкалье, Бурятии и Якутии.

Конечно, тема реструктуризации оказалась наиболее актуальной для малого бизнеса. Из 1600 компаний, обратившихся в банк, 1534 – это компании сегмента МСБ. В основном, это клиенты, которые ранее торговали одеждой и продовольствием, гостиницы, рестораны, кафе, фитнес-клубы.

Технология обработки заявок хорошо отработана: большинство решений принимается за срок до 5 дней. Мы приняли уже более 1000 положительных решений на сумму 11,8 млрд рублей. Примерно половина этих заявок приходится на Иркутск. В Якутии, Забайкалье, Бурятии – от 150 до 200 сделок на регион. В среднем мы сейчас рассматриваем 50 сделок в день. Примерно столько же новых заявлений на реструктуризацию поступает в банк ежедневно. Поток заявок не снижается.

Кредиты на зарплату

Еще одна федеральная программа, в которой Сбербанк принимает участие, – кредит «На зарплату 0%». Такие кредиты предназначены для малого и микро-бизнеса из наиболее пострадавших отраслей.

Александр Абрамкин: Накануне на уровне правительства и Минэкономразвития России была достигнута важная договоренность: ОКВЭДы теперь применяются не только основные, но и дополнительные. С первых дней нами было подготовлено более 48 тысяч предодобренных предложений по этой программе для действующих клиентов. С учетом расширения линейки по ОКВЭДу, наше предложение на оформление кредита «На зарплату 0%» получат более 68 тысяч клиентов.

Больше не «буксует»

О программе Кредит «На зарплату 0%» было заявлено в начале апреля, однако с реализацией возникли трудности. Механизмы предоставления средств были не до конца проработаны, это вызывало вопросы как у самих банков, так и в бизнес-среде.

Александр Абрамкин: Программа «буксовала», потому что у нас не было никакого механизма, позволявшего Минэкономразвития и банкам контролировать заемщиков, которые могли получить данный кредит сразу в нескольких банках.

Сейчас этот механизм найден, и мы работаем со всеми клиентами, которые обращаются в банк по этой программе. Что касается действующих клиентов, то они получают предодобренный лимит – в программе Сбербанк Бизнес Онлайн уже можно увидеть это предложение и оформить заявку.

Отмечу, что кредит является целевым, он выдается исключительно на заработную плату на срок до 12 месяцев с предоставлением отсрочки по основному долгу на 6 месяцев. Ставка по кредиту – 0% на период 6 месяцев, по истечении 6 месяцев она повышается до 4% годовых.

Размер лимита рассчитывается исходя из МРОТ, действующего на текущий момент, и количества сотрудников. Кредит выдается ежемесячными траншами по зарплатному списку в соответствии с зарплатным реестром. Каждый месяц транш переводят по новому актуальному реестру. При этом мы контролируем, чтобы зачисление средств шло на счета сотрудников предприятия. Заемщик обязан не сокращать персонал более чем на 15% – это одно из важных условий продукта.

По состоянию на 27 апреля в Байкальском банке Сбербанка принято 216 заявок на выплату таких кредитов на общую сумму 220 млн рублей. Из них 114 заявок приняты в Иркутске, 33 бизнес-компании Приангарья уже воспользовались ресурсами антикризисного кредита, получили средства в размере 48,6 млн рублей. Понимая важность данного продукта, решение по данной программе принимается банком на следующий день после подачи заявления.

Для новых клиентов оформление кредита длится несколько дольше: нам требуется время, чтобы оценить кредитный риск. Предпринимателю нужно предоставить необходимые документы, финансовую отчетность. При этом клиенты получают от нас приятный бонус – антикризисный счет для бизнеса. До 8 мая его можно открыть бесплатно, и абонентская плата по нему составляет 1 рубль в течение последующих двух месяцев.

Личный опыт. «Соломинка» для бизнеса

Кредит на выдачу зарплаты от Сбербанка в Иркутске одной из первых получила компания, оказывающая услуги организации детского досуга –УК «Любо-город». Генеральный директор Артем Цыденов поделился своим опытом на онлайн-конференции.

«В нашей компании после введения режима самоизоляции деятельность полностью остановилась. Мы не работаем с 29 марта – соответственно, выручки нет ни по одному из проектов.

Наша главная задача сейчас – сохранить коллектив. Это около 100 человек, каждый ценен и важен. Для компании «Любо-город» специалисты коллектива являются бесценным капиталом. Мы всегда много вкладывали и в развитие эмоционального интеллекта сотрудников, и в их квалификацию. Поэтому сейчас делаем все возможное, чтобы период самоизоляции, ударившей по нашей отрасли, не разрушил все то, что создавалось годами.

«Кредит на зарплату 0%» от Сбербанка – это та самая «соломинка», которую мы, конечно, ухватили. Ожидаем, что дальше от государства подоспеет поддержка в виде безвозмездных субсидий. Сбербанк очень своевременно предложил актуальный антикризисный кредит. Сумма немалая – более чем на 2,5 млн рублей, и сейчас она крайне важна для выплаты зарплаты сотрудникам. За апрель нам удалось выдать аванс. Мы не сократили ни одного человека».

Субсидии для пострадаших

С 20 апреля заработал еще один важный инструмент – федеральная программа субсидирования субъектов МСБ из пострадавших отраслей с условным названием «1/3 – 1/3 – 1/3». Она также реализуется в Сбербанке.

Александр Абрамкин: Программой предусмотрена отсрочка уплаты основного долга по действующему кредиту на срок до 1 октября 2020 года с одновременным снижением ставок по кредиту до 1/3от изначальной ставки. 1/3 на себя берет правительство, 1/3 – банк.

Предприниматель может по собственному выбору погашать кредит по льготной ставке и по обычному графику либо перенести накопленные платежи до 1 октября 2020 года и включить в оплату основного долга по кредиту. Льготная ставка будет действовать до 1 октября 2020 года, после чего будет установлена изначальная ставка.

Не только кредиты

Кредитные обязательства – не единственная статья расходов бизнеса. Многие компании и предприятия, например, активно пользуются эквайрингом.

Александр Абрамкин: Чтобы поддержать предпринимателей и их покупателей в стремлении по-прежнему совершать оплату безопасным и бесконтактным способом, мы отменили плату за сервисное обслуживание терминалов и онлайн-касс на период с 31 марта по 31 мая. Сервисный сбор перестает взиматься автоматически у всех наших клиентов, в дальнейшем, если потребуется, его срок будет продлен, о чем мы сообщим дополнительно.

С 15 апреля снижена ставка по интернет-эквайрингу для компаний, реализующих социально значимые товары через интернет. Льготная ставка распространяется на розничную продажу продуктов питания, бытовой техники, средств связи стоимостью до 20 тыс рублей, одежды. Комиссия для данной группы компаний будет составлять не более одного процента на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года. Партнерам, которые попадают под льготную комиссию, банк отправит информационное уведомление.

Для новых партнеров, которые захотят подключить интернет-эквайринг от Сбербанка, в том числе используя Сбербанк Онлайн, ставка также будет снижена и доступна в размере одного процента. У нас есть бонусы для новых клиентов: счет открываем бесплатно, абонентскую плату не взимаем.

Заявление онлайн

Цифровые технологи, которые так усиленно развивал Сбербанк в последние годы – в первую очередь, для удобства и экономии времени – сегодня приобрели совершенно новый смысл. Выразить свое желание о реструктуризации кредита, подать заявление на реструктуризацию сделки или кредит «На зарплату 0%», а также все документы предприниматели могут дистанционно.

Оксана Лобова: Можно подать заявку через программу Сбербанк Бизнес Онлайн. Можно позвонить по телефону горячей линии 8-800-200-34-40, специально созданной для поддержки корпоративных клиентов по коронавирусу. Можно обратиться к своему клиентскому менеджеру. Отделения банка также работают, но в текущих условиях мы рекомендуем все же взаимодействовать с банком онлайн.

Елена Демидова


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес, кризис и коронавирус #кризис2020 #бизнес #коронавирус":
Все материалы сюжета (884)