На прошлой неделе, с 10 по 16 августа, расходы россиян снова вернулись в «зеленую зону», а вместе с открытием международных направлений пал еще один «бастион» карантина — заработали практически все магазины duty free. Об этом свидетельствует новое исследование на аналитическом портале SberIndex.ru.
Прирост трат на товары и услуги составил 0,7% по сравнению с 2019 годом, однако на предыдущей неделе эти расходы были ниже прошлогодних на 2,6%, а на начало августа они снижаются на 1%. Таким образом, второй месяц подряд спрос находится примерно на одном уровне. Об этом же свидетельствует и индекс потребительской активности: показатель находится на отметке 74,1, что несколько ниже июльских значений.
Свою активность восстанавливает бизнес. С 10 по 16 августа работало на 0,7% больше торговых точек, чем в феврале 2020 г. Значения во всех основных категориях стали лучше, чем неделю назад: в продовольствии (+8,0% к 2019 г.), непродовольственных товарах (–1,9% к 2019 г.) и услугах (–3,3% к 2019 г.). Возобновились регулярные международные рейсы и полностью вернулись к работе магазины duty free. Объем трат в них за неделю возрос почти в полтора раза, но суммы все еще на 54% ниже прошлогодних уровней.
В секторе услуг продолжается постепенное восстановление. С 10–16 августа падение сократилось до 14,2% относительно 2019 г. (неделей раньше оно составляло –16,9%). Ситуация улучшилась, поскольку бизнес возобновляет работу, а россияне активнее передвигаются по стране. Медленно, но все-таки растут расходы в кафе и ресторанах (–22,0% к прошлому году), а также в салонах красоты (–19,0% к 2019 г.). Потребители осторожно возвращаются к обычной жизни.
Читайте также:
Аналитики СберИндекса подчеркивают, что за последние две недели расходы распределились неравномерно. С 3 по 9 августа уровень трат был относительно низким, а с 10 по 16 августа он восстановился. Выше на 43,8%, чем в 2019 году, остаются траты на компьютеры и программное обеспечение, на 29,3% — расходы в категории «Универсальные магазины» (здесь представлены крупные интернет-магазины), на 29,1% — на бытовую технику и электронику. В последнюю категорию, по всей видимости, устремилась часть средств, которые раньше тратили на услуги. Подробности — в исследовании.