Новости

Как концертная индустрия переживает пандемию

В 2020 году концертная индустрия оказалась одним из самых пострадавших рынков в России. Крупнейшие его участники оценивают убытки в сотни миллионов рублей. На потери им пришлось ответить массовыми сокращениями, которые по итогам года достигли 50–70% персонала, а новые форматы вроде онлайн-концертов пока особо не помогают. “Ъ” разбирался, в каком состоянии отрасль находится сейчас, как в 2020-м развивались ее отношения с властью и на что она рассчитывает в 2021 году.

Минус сотни концертов

По оценке Ассоциации концертно-театральных и билетных организаторов (Ассоциация КТиБО), концертная индустрия России в 2020 году потеряла больше 90% выручки, рассказал “Ъ” исполнительный директор объединения, глава ГК SAV Entertainment и «Русского шоу-центра» Владимир Зубицкий. Но в реальности участники рынка уже давно перестали сравнивать выручку 2020-го и 2019-го, первостепенное значение для них имеет, какими по итогам года будут убытки.

Глава корпорации PMI и компании «Планета плюс» Евгений Финкельштейн оценивает убытки своего промоутерского бизнеса из-за отмены или переноса около 300 концертов в 2020 году в 250–300 млн руб. Гендиректор группы компаний концертного агентства «Мир» Руслан Михайленко ожидает убытков на уровне двухгодовой прибыли — ее размер он не раскрывает, но уточняет, что оборот группы за последние три года в среднем составлял около 220 млн руб. в год, а в этом — упал до менее 30 млн руб.

У площадок сопоставимые потери: первый вице-президент Crocus Group Эмин Агаларов говорит, что прямые арендные убытки по двум концертным залам компании из-за отмены и переноса 180 мероприятий составили 285 млн руб.: «Но есть и косвенные: не работает общепит на территории залов, нет дополнительной аренды оборудования и производства декораций, рекламы, агентской деятельности и т. д. Это более 400 млн руб.».

Пандемия началась в середине марта, когда основная часть артистов едет на гастрольные туры, а график площадок расписан достаточно плотно, отмечает исполнительный директор Tele Club Group Дарина Романова. Потеряв высокий сезон, а затем и большую часть лета, индустрия открылась только 1 августа и далеко не полностью: так, в Москве было введено ограничение по посещаемости в 50%, которое в ноябре ужесточили до 25%.

Агентства, которые занимаются привозом иностранных артистов, не могли работать даже с учетом ограничений, так как границы до сих пор закрыты, уточняет гендиректор Eventatiоn Сергей Мурадов. 

Минус полмиллиона человек

Главной антикризисной мерой стали сокращения. «До кризиса в индустрии работало около 1 млн человек без учета артистов — это люди, которые обслуживают концерты: звукооператоры, специалисты по свету, технические работники, охранники, все вплоть до уборщиц. Практически во всех компаниях произошли сокращения сотрудников от 50% и больше»,— говорит Владимир Зубицкий.

В компаниях корпорации PMI, по словам Евгения Финкельштейна, сокращено около 70% персонала. Руслан Михайленко говорит, что в агентстве зарплаты были сокращены до уровня МРОТ (12 130 руб.), прекратилось сотрудничество с фрилансерами.

Онлайн-концерты, которые появились во время самоизоляции, помогли компенсировать часть доходов некоторым артистам, но организаторам не принесли значимых доходов. «Для онлайна нужны хорошая студия с хорошим звуком и светом, операторами и техническими специалистами — это сотни тысяч рублей. Мы можем быть разве что соорганизатором таких концертов для интернет-структур»,— говорит Владимир Зубицкий.

Для крупных площадок онлайн-форматы нерентабельны, добавляет Эмин Агаларов. «Онлайн-концерты пригодны только для бесплатного показа, этим МТС и другие глобальные компании занимаются, продвигая свой имидж»,— уверен Александр Скрастин.

Минус господдержка

Государство при этом поддержало в первую очередь свои собственные площадки. По данным Intermedia, бюджетные ассигнования позволили всей индустрии афишных мероприятий (включая концерты и спектакли на госплощадках) сократиться по итогам года только на 33%, до 142,3 млрд руб. 

Но коммерческому сектору помощи почти не досталось, утверждают опрошенные организаторы. Невозвратные кредиты на выплату зарплат получили очень немногие, часто доступа к ним не было из-за несоответствия кодов ОКВЭД, кроме того, большая часть индустрии — это частные предприниматели и самозанятые, поясняет Владимир Зубицкий.

Минус на будущее

В 2021 году Ассоциация КТиБО намерена добиваться дополнительных мер поддержки. По словам Владимира Зубицкого, ассоциация в начале года разработает правила проведения массовых мероприятий в условиях пандемии на основе опыта Австралии: «Там с учетом определенного пакета правил безопасности был проведен матч по регби на 58 тыс. зрителей, и ни один не заболел. Технология детально описана в 160-страничном документе, мы адаптируем ее к российскому рынку. Надеемся, что это даст нам возможность работать, определит правила игры».

По словам Александра Рыжова, также будет обращение о мерах экономической поддержки, среди которых продление моратория на банкротства, отсрочки по всем видам налогов, субсидии на оплату труда, компенсация подтвержденных затрат и льготные кредиты.

Компании продолжат экспериментировать с форматами вроде онлайн-концертов, но не ожидают, что они станут существенными для выручки и в 2021 году. Tele-club Group намерена развивать онлайн-форматы, а также офлайн-мероприятия на открытом воздухе, говорит Дарина Романова. Но чтобы продвигать что-то новое, нужны ресурсы, а резервов не осталось, добавляет Руслан Михайленко. Александр Рыжов допускает появление неких гибридных форм концертов, но также уверен, что вернуть рынок в прежние объемы можно только при снятии всех ограничений по заполняемости залов.

Сергей Мурадов ожидает постепенного снятия карантинных ограничений к лету, но отмечает, что реальное восстановление станет возможным только в 2022 году, на который переносится большая часть гастролей. 

Валерия Лебедева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес, кризис и коронавирус #кризис2020 #бизнес #коронавирус":
Все материалы сюжета (884)