Рынок лизинга по итогам года может вырасти на 30–40%, и таким образом объем нового бизнеса может увеличиться до 1,9–2,1 трлн руб. Такой прогноз сделало НРА на основе данных Федресурса по заключенным договорам и предметам лизинга, переданным лизингополучателям в первом полугодии 2021 года. По оценке агентства, за шесть месяцев этого года количество заключенных договоров сохранилось на уровне июля—декабря 2020 года: 180,2 тыс. против 183,9 тыс. При этом количество объектов, переданных в лизинг, выросло более чем на 17% — до 266,3 тыс.
В прошлом году объем нового бизнеса (стоимость переданных клиентам предметов лизинга без НДС) лизинговых компаний сократился на 6%, до 1,4 трлн руб. Прежде всего пострадали капиталоемкие сегменты, в частности, авиа- и железнодорожная отрасли. Вместе с тем автолизинг, несмотря на локдаун второго квартала, за счет быстрого восстановления в последующие месяцы показал рост по итогам года.
По оценке НРА, в первом полугодии 2021 года количество переданных в лизинг единиц автотранспорта даже сократилось по сравнению с прошлым годом — на 4%, до 125,7 тыс. В том числе количество переданных в лизинг автомобилей снизилось с 103 тыс. до 93,1 тыс.
Одним из факторов, сдерживающих рост этого сегмента, «является дефицит автомобилей у поставщиков», отмечает директор по продажам автолизинга ГК «Альфа-Лизинг» Александр Голанков. Другой фактор — снижение объема финансирования программ господдержки, добавляет глава «Совкомбанк Лизинга» Николай Севастьянов.
Читайте также:
Зато виден рост в ряде капиталоемких сегментов. По данным НРА, за первое полугодие было передано в лизинг на 15% больше единиц железнодорожной техники, чем за весь прошлый год. «Дефицит специализированных вагонов активно закрывается. Многие операторы закупают платформы, цистерны, зерновозы, потому что они приближаются к сроку выбытия. В дефиците цементовозы, некоторые химические цистерны»,— уточняет глава «Регион-Лизинга» Рустем Мухаммедов.
Растет передача в лизинг оборудования (32 тыс. единиц, на 15% больше, чем за весь прошлый год) и спецтехники (11,8 тыс. единиц, на 23% больше, чем во втором полугодии 2020 года). «Прошлый год заставил многих клиентов приостановить или существенно сократить инвестпрограммы, и их реализация началась в 2021 году»,— объясняет господин Милованов. По его мнению, в этих сегментах будет наблюдаться рост и в стоимостном выражении, к чему ведет «нарушение производственных цепочек, дефицит, изменение курса валют и рост цен на комплектующие».
Илья Усов