Тренд на повышение биржевых цен на бензин будет сохраняться как минимум в ближайшие недели, считают эксперты, учитывая рост стоимости нефти и осенние ремонты на российских НПЗ. В рознице цены сдерживаются, поэтому предпосылок возвращения АЗС к прибыльности пока нет. Минэнерго уже требует от нефтекомпаний увеличить продажи бензина на бирже.
Стоимость бензина на оптовом рынке в европейской части РФ к концу сентября достигла исторических максимумов. По данным биржи СПбМТСБ, 24 сентября Аи-95 и Аи-92 подорожали на 0,32% и 0,66%, до 60,57 тыс. и 56,581 тыс. руб. за тонну соответственно. По оценке Анны Лишневецкой из «Петромаркета», напряженность на топливном рынке и рост цен сохранятся в ближайшие недели.
Так, нефтекомпании начали ремонтные работы ряда крупных НПЗ, что привело к снижению производства. За сентябрь производство бензина в среднем составило 107 тыс. тонн в сутки, что на 1,6% ниже, чем в сентябре «допандемийного» 2019 года, рассказала госпожа Лишневецкая. Ситуация осложняется относительно низким уровнем накопленных запасов, с которым участники рынка вступили в ремонтный период.
Читайте также:
Текущему росту биржевых котировок способствует высокий уровень внешних цен на нефть и нефтепродукты, полагает Евгений Тыртов из Vygon Consulting. С начала сентября европейские котировки на нефтепродукты подросли на 2% и почти достигли годовых максимумов (уровня начала августа). При этом рост стоимости топлива внутри РФ ограничен действием демпфера, в рамках которого нефтекомпании получают компенсации в случае, если экспортная цена топлива превышает цену внутри РФ.
На колебание биржевых цен оказывает влияние продолжающийся период ремонтов на нескольких НПЗ, а также начавшийся переход топливного рынка от летних сортов топлива к зимним, сообщили “Ъ” в Минэнерго.
В Минэнерго считают текущий уровень производства в 106 тыс. тонн бензина в сутки нормальным для начала сентября, а уровень запасов — высоким. Там ожидают, что по завершению ремонтов на НПЗ дальнейший рост объемов производства бензина поспособствует стабилизации биржевых цен.
Дмитрий Козлов