Китай с декабря по санитарным соображениям почти полностью закрыл пропуск грузов через сухопутные погранпереходы, и так не справляющиеся с поступающими объемами. В частности, прекращен пропуск неконтейнерных грузов через погранпереходы Забайкальск—Маньчжурия и Гродеково—Суйфэньхэ, а также через китайско-монгольский погранпереход Замын-Ууд—Эрлянь, который проезжают грузы, следующие в Россию через погранпереход Наушки. Закрытие погранпереходов ударит по экспорту лесных грузов, тогда как угольщики и металлурги скорее беспокоятся о том, что заблокированные грузы хлынут в дальневосточные порты, усугубляя существующие там проблемы.
Китай закрыл железнодорожные погранпереходы Гродеково—Суйфэньхэ и Забайкальск—Маньчжурия для приема всех грузов, кроме контейнерных, с 30 ноября и 1 декабря. Об этом 30 ноября сообщило ОАО РЖД со ссылкой на срочное сообщение от китайской стороны. Решение было принято в рамках антиковидных мер, поясняет ОАО РЖД, о сроках возобновления приема грузов не сообщается. Также с 1 декабря Китай закрывает погранпереход Замын-Ууд—Эрлянь на границе с Монголией, фактически останавливая грузовое сообщение с Россией по другому трансграничному коридору — через российско-монгольский погранпереход Наушки.
Как сообщает монополия, на сети находится 6,2 тыс. вагонов с грузами, подпадающими под ограничения. В ОАО РЖД готовы оказать клиентам поддержку, в том числе по перенаправлению грузов.
Проблемы с пропуском грузов через сухопутные погранпереходы с Китаем возникли еще в начале 2020 года, когда там стали тормозить российский уголь. Но сложности многократно усугубились после начала эпидемии COVID-19. Китай, проводя сверхжесткую санитарную политику, осознанно пожертвовал развитием трансграничной торговли ради здоровья нации. Во всяком случае, такие аргументы передавали журналистам руководители российских транспортных компаний по итогам переговоров с китайской стороной о смягчении санитарных ограничений. В этом году ситуация обострилась из-за восстановления промышленности и роста спроса на грузоперевозки. Пробки на погранпереходах стали нормой. Ограничения пропуска угля вызвали было всплеск перевозок угля в контейнерах open top, которым было проще пересечь границу, но потом запретили и их.
Через восточные погранпереходы движется относительно небольшая доля российских грузов — порядка 20–22% от общего экспорта в восточном направлении. Источники “Ъ” среди грузоотправителей ряда затронутых влиянием ограничений секторов — прежде всего это уголь и руда — не так беспокоятся о блокировке погранпереходов, которые и так не справлялись с пропуском грузов, как о том, что заблокированные грузы в поисках альтернативных маршрутов будут перенаправлены в перегруженные порты Дальнего Востока. Один из них говорит, что негативный эффект от закрытия погранпереходов будет сильным, так как нагрузка на порты увеличится.
По словам другого собеседника “Ъ”, сухопутное направление было проблемным и до закрытия. «Из-за больших пробок экспортеры искали пути возможного обхода»,— напоминает он.
Читайте также:
Но в лесной промышленности другая ситуация. Через погранпереходы в Китай направляется достаточно большой объем лесных грузов: так, по итогам 2020 года через Забайкальск перемещено 6,13 млн тонн, через Гродеково — 3,96 млн тонн, и закрытие сухопутных маршрутов для отрасли чувствительно. Аналитик WhatWood Мария Фролова отмечает, что Забайкальск и Гродеково — два крупнейших погранперехода по экспорту лесной продукции из РФ. В 2020 году через две станции было перевезено как минимум 8 млн кубометров пиломатериалов, или 24% от общего объема их экспорта, а также около 4 млн кубометров круглого леса. «Конечно, прекращение приема лесных грузов через эти станции сильно отразится на лесопромышленниках»,— заключает она.
Наталья Скорлыгина, Евгений Зайнуллин, Ольга Мордюшенко