Операционный лизинг автомобилей в России начал «трансформироваться в сторону физических лиц», делают вывод аналитики «Эксперт РА» на основе данных лизинговых компаний, занимающих около половины сегмента. Доля граждан на рынке в середине 2021 года достигла порядка 20% против 2% в 2019–2020 годах, отмечается в февральском обзоре агентства. Общий парк автомобилей, находящихся в операционном лизинге, составил 94 тыс. штук, увеличившись за полугодие на 7%. На частных клиентов в этом направлении стали ориентироваться, например, такие крупные группы, как «ВТБ Лизинг» и «Сбербанк Лизинг».
В случае операционного лизинга лизингодатель приобретает имущество себе в собственность и передает его в пользование лизингополучателю. Получатель ежемесячно вносит оплату за владение предметом лизинга и обязуется вернуть его лизинговой компании по завершении срока договора.
Главным пользователем операционного лизинга легковых автомобилей пока остаются корпоративные клиенты, на которые по итогам 2020 года приходилось более 95% полученного лизингового имущества. Из них большинство занимают компании индустрии гостеприимства и общепита (HoReCa) и сектора товаров повседневного спроса (FMCG). Также «с начала пандемии и развития онлайн-торговли наблюдается рост спроса со стороны компаний, ведущих деятельность в сфере доставки и логистики», отмечается в обзоре «Эксперт РА».
Читайте также:
По мнению младшего директора «Эксперт РА» Зои Советкиной, тенденция к увеличению переданных физическим лицам в операционный лизинг автомобилей будет развиваться, становясь драйвером развития сегмента. Этому будет способствовать ряд факторов — появившийся спрос со стороны самих граждан, для которых операционный лизинг стал альтернативой приобретения подорожавших автомобилей, растущее проникновение «шеринговой экономики», а также активизация предложения со стороны самих лизинговых компаний, особенно банковских групп.
Последнее происходит, в частности, в связи с ужесточением расчета показателя долговой нагрузки и коэффициентов риска, что делает для многих банков более выгодной выдачу автомобилей в операционный лизинг через дочернюю компанию, чем предоставление гражданину автокредита, считает госпожа Советкина: «К тому же лизингодателю гораздо легче в случае чего изъять выданный автомобиль, чем банку взыскать залог».
Лизинговые компании при этом получают больше доходов.
Илья Усов