Дизельное топливо на бирже подешевело почти на 10% за день на фоне сложностей с вывозом этого нефтепродукта из РФ. Более половины выпуска дизтоплива традиционно направлялось на экспорт, в основном в Европу, но на фоне санкций иностранные покупатели опасаются брать российские грузы, а также испытывают сложности с трансакциями и фрахтом судов.
Стоимость дизтоплива на СПбМТСБ стремительно снижается уже вторую неделю. Цены на топливо стали снижаться 25 февраля, на следующий день после того, как Россия начала боевые действия на Украине. Так, межсезонное и зимнее дизтопливо подешевело 3 марта на 4% и 1%, до 51 тыс. и 55 тыс. руб. за тонну соответственно. При этом в европейской части России рекордно подешевело летнее дизтопливо — почти на 10%, примерно до 49 тыс. руб. за тонну. Также, как сообщал “Ъ” 3 марта, значительное снижение демонстрируют цены на бензин, несмотря на резкий рост нефтяных цен.
Спрос на продукцию в РФ снизился также из-за увеличения стоимости банковского финансирования, необходимого трейдерам для закупок. Этот фактор затрудняет закупки продукции и для операторов АЗС внутри России. По мнению одного из источников “Ъ”, из-за подорожания заемных средств с рынка могут уйти и спекулянты. В результате сейчас на рынке избыток топлива.
Читайте также:
Подобные проблемы с нефтью в перспективе могут привести к тому, что нефтекомпании в условиях, когда им выгодно стремительно увеличивать добычу, будут ее снижать. Аналогично, если экспорт нефтепродуктов серьезно сократится, компании вынуждены будут по мере заполнения резервуарных парков снижать загрузку НПЗ или даже останавливать их.
Стоимость бензина на АЗС пока не учла снижение цен в оптовом звене. Средняя стоимость бензина на прошлой неделе составляла 50,9 руб. за 1 л, на дизтопливо — выросла на 0,3%, до 55,04 руб. за 1 л. Стоимость топлива на заправках изменяется с временным лагом около месяца относительно оптовых цен, однако аналитики, несмотря на снижение стоимости топлива в опте, не ожидают заметного снижения цен на заправках.
Покупатели российских нефти и нефтепродуктов руководствуются разными соображениями, кто-то политическими, а кто-то просто хозяйственно-логистическими, также сюда добавляются сложности с проведением оплаты, считает управляющий партнер Lenar Wealth Management Ленар Рахманов.
Дмитрий Козлов