Международные инвесторы активно выходят из фондов развивающихся стран категории Global Emerging Markets (GEM). По данным BCS Global Markets (учитывает данные Emerging Portfolio Fund Research, EPFR), за неделю, закончившуюся 9 марта, они вывели из фондов акций $1,9 млрд — рекордный результат с начала 2022 года. Оттоки из фондов облигаций выросли до $2,6 млрд — максимальный недельный отток с марта 2021 года. Большинство фондовых индексов стран Восточной Европы и Азии потеряли с начала месяца 5–12%.
Усиление оттоков из фондов акций развивающихся рынков во многом связано с резким возрастанием геополитической напряженности и ростом цен на основные биржевые товары (нефть, металлы, зерно) на фоне жестких антироссийских санкций со стороны западных стран.
В итоге инвесторы заново оценивают политические и экономические риски всего сегмента EM.
«Резкое снижение рейтинга России и катастрофическое падение котировок российских ценных бумаг стало шоком для международных инвесторов и привело к их многомиллиардным убыткам»,— отмечает стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов.
По словам директора департамента управления активами «Ингосстрах-Инвестиций» Артема Майорова, развивающиеся рынки в целом воспринимаются инвесторами как область повышенного риска из-за непредсказуемости развития внешних событий и рисков дефолта по долларовым обязательствам РФ (три международных рейтинговых агентства понизили рейтинги России до уровней, близких к дефолту). Главный аналитик УК «Тринфико» Максим Васильев указывает, что наблюдается выход инвесторов из наиболее рисковых активов, в особенности акций и облигаций развивающихся стран, и переток средств в защитные инструменты, такие как золото, казначейские облигации США и др.
Чем дольше сохраняется неопределенность из-за текущих событий, тем выше глобальное инфляционное давление через мировые цены на энергоносители, продукты питания и даже полупроводниковые компоненты, отмечает Артем Майоров.
Февральское значение индекса потребительских цен в США, достигшее 7,9%, пока укладывается в рамки консенсус-прогноза, но инфляция уже находится на максимальном с начала 1980-х годов уровне, отмечает он. Инфляционные опасения — очевидный негативный фактор для цен инструментов с фиксированным доходом. По данным агентства Reuters, стоимость ближайшего срочного контракта на поставку нефти Brent на торгах ICE в пятницу составляла около $112 за баррель (в начале недели превышала $130 за баррель), тогда как в начале года находилась в районе отметки $80 за баррель. Стоимость пшеницы на торгах CBOT превышала $10,4 за бушель (в начале недели доходила до $13 за бушель), большую часть февраля цена находилась в районе $8 за бушель.
Виталий Гайдаев