С 30 мая ограничиваются биржевые торги иностранными ценными бумагами, заблокированными международными расчетно-клиринговыми организациями. Такое решение принял Банк России. Ограничения коснулись только иностранных ценных бумаг, которые заблокированы в НРД. Исключение сделано для компаний, осуществляющих производственную и экономическую деятельность в основном в России. Российские фондовые биржи уточнили, что к ним относятся около двух десятков эмитентов: Ros Agro, Cian Plc, United Medical Group (EMC), Etalon Group, X5 Retail Group, Fiх Price, Globaltrans, HeadHunter Group, HMS Hydraulic Machines & Systems Group, Lenta, MD Medical Group, O'KEY, Ozon Holdings Plc, Petropavlovsk, Polymetal, QIWI, Softline, VK Company Limited, Yandex, TCS Group Holding Plc.
Регулятор отмечает, что это было сделано для защиты «прав и интересов инвесторов и минимизацию их рисков», впрочем, не уточняя, в чем состоят эти риски. Как поясняют на «СПБ бирже», такое решение было принято «в ситуации неопределенности, пока по обособленным иностранным ценным бумагам невозможно проводить расчеты из-за ограничений, введенных Euroclear». В марте европейские расчетные депозитарии Euroclear и Clearstream заблокировали операции по переводу средств и ценных бумаг с российским центральным депозитарием НРД.
Как отмечает главный аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Виктор Тунев, поскольку договориться с Euroclear пока так и не получилось, а инвесторы из России не могут получать доходы по этим ценным бумагам, для защиты их прав принято решение приостановить торги той частью портфеля, которая проходила через инфраструктуру НРД. При этом, по его словам, «определенная часть портфеля будет выделена на неторговые счета, то есть будет недоступна для продажи до снятия ограничений». По оценке руководителя управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрия Леснова, мера может коснутся незначительной части инвесторов — 12-15%.
В основном блокировка касается «СПБ биржи». Как уточняют на самой площадке, «в денежной оценке доля обособленных ценных бумаг составит менее 14% от всего доступного для торговли клиентского портфеля всех участников торгов».
Дмитрий Ладыгин, Ксения Куликова