Акции корпорации «Иркут» неожиданно стали лидерами роста на российском рынке. За неделю они подорожали на 100%, вернувшись к значениям четырехлетней давности. По мнению экспертов, этому могли способствовать частичное смягчение санкций США, слабое понимание инвесторами сути происходящего вокруг «Иркута», а также «дефицит торговых идей» на фоне отказа ряда компаний, прежде всего «Газпрома», платить дивиденды. Однако в активах с такой низкой ликвидностью резкий взлет может быстро смениться столь же резким падением и риски для инвесторов велики.
На торгах Московской биржи 4 июля акции «Иркута» обновили максимум с сентября 2018 года, достигнув 69,9 руб. По итогам торгов котировки остановились на 69,7 руб., превысив закрытие предыдущего дня на 27%. За неделю уверенного роста бумаги подорожали вдвое, тогда как индекс Московской биржи упал на 9%. Рост сопровождался высокой активностью инвесторов.
«Иркут» входит в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), выпускает гражданские (SSJ-100, МС-21) и военные самолеты. В 2021 году выручка выросла на 77%, до 209,7 млрд руб. Чистая прибыль превысила 5,6 млрд руб. против убытка почти в 70 млрд руб. годом ранее.
Уверенный рост акций начался на прошлой неделе, после того как 28 июня Минфин США объявил о частичном снятии ограничений на сделки с ОАК и рядом ее дочерних структур, включая «Иркут». Ряд инвесторов и аналитиков восприняли это как серьезное улучшение ситуации. «Снятие ограничений снимает риски реализации проектов компании и использования иностранных технологий»,— считает, например, главный аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Виктор Тунев.
Читайте также:
Однако на самом деле речь идет не об этом. США временно разрешили ряд операций, касающихся только товаров, технологий или услуг для обеспечения безопасности полетов и только в отношении самолетов, зарегистрированных за пределами РФ. То есть лицензия позволяет иностранным перевозчикам закупать у «Иркута» запчасти и услуги для поддержания старого парка самолетов советского и российского производства. Все SSJ зарегистрированы в РФ, а МС-21 пока даже не находится в коммерческой эксплуатации. Более обоснованным выглядит мнение, высказанное “Ъ” другим участником фондового рынка: «Можно предположить, что в условиях невозможности закупок иностранных самолетов рост заказов обеспечит существенную загрузку "Иркута"».
Подлить масла в огонь могло то, что на фоне решения ГОСА «Газпрома» не платить дивиденды локальные инвесторы начали лихорадочно искать свежие торговые идеи. По словам стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, их интересует в первую очередь внутренние истории, которые могут показать серьезный рост в ближайшие месяцы.
Кроме того, с учетом низкой ликвидности акций «Иркута» появление любой значительной заявки может провоцировать сильные движения котировок.
Виталий Гайдаев