Российским должникам по синдицированным кредитам, в которых иностранные участники из недружественных стран выступают в качестве платежных агентов, разрешили проводить платежи российским кредиторам напрямую, минуя таких агентов.
Такое положение декларировано в пятом пункте указа, подписанного президентом России Владимиром Путиным 5 июля. Решение вступает в силу со дня опубликования. О необходимости решить проблему в мае говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она поясняла, что сложности возникли в случаях, когда в синдикате, например, участвует иностранный банк либо иностранный агент, и даже если в синдикате только российские банки, деньги могут до них не доходить. Одним из возможных решений госпожа Набиуллина назвала возможность прямых выплат российским участникам синдиката, «чтобы не было рисков дефолта».
В синдикатах зачастую участвовали крупнейшие российские банки, находящиеся теперь в санкционных списках. Согласно данным Cbonds, по итогам 2021 года крупнейшими организаторами таких займов были Сбербанк ($11 млрд), Альфа-банк ($2,9 млрд), «ФК Открытие» ($4,2 млрд), Московский кредитный банк ($2,55 млрд). В целом, по оценке Cbonds, объем рынка синдицированного кредитования в России по итогам 2021 года составлял $39,2 млрд, тогда как за первое полугодие 2022 года упал более в чем пять раз — до $2,3 млрд.
Как отмечает банковский юрист Нина Семина, в синдицированном кредитовании с участием нерезидентов проблема выплат именно российским участникам стоит остро с марта. Так, платежные агенты (они распределяют выплаты) из иностранных юрисдикций делили кредиторов на иностранных и российских, исполняя обязанности только перед первыми. Причем деление кредиторов происходило не по признаку подсанкционности, а по юрисдикции. «Вся ситуация с невыплатами резидентам по синдицированным кредитам представляет собой серую правовую зону»,— говорит она.
Ольга Шерункова