Новости

Рынок счел идею объединения «Норникеля» и «Русала» не имеющей реальной перспективы

Неожиданное заявление президента и основного акционера «Норникеля» Владимира Потанина о возможном слиянии компании с «Русалом» оставило рынок гадать как о причинах такого шага, так и о серьезности намерений автора идеи. Большинство собеседников “Ъ” в отрасли отнеслись к словам господина Потанина с недоверием, отмечая, что слияние выглядит невыгодным как для «Норникеля», так и для «Русала». Глава ГМК дал понять, что идея слияния якобы исходит от «Русала», в самой алюминиевой компании это не прокомментировали.

Сама по себе идея слияния не нова. Перспективы объединения компаний не раз обсуждались с 2007 года, когда «Русал» Олега Дерипаски купил в «Норникеле» 25%, рассчитывая со временем получить контроль. Но до сих пор именно «Интеррос» Владимира Потанина был противником такого варианта. Даже в интервью телеканалу РБК 5 июля, в котором и было высказано предложение, он повторил, что между компаниями отсутствует синергия: «Разные у нас конкурентные преимущества и разные системы производства».

Наиболее серьезный аргумент в пользу слияния, который приводит Владимир Потанин,— это снижение санкционных рисков за счет диверсификации структуры акционеров. Однако у объединенной компании может возникнуть больше проблем с санкциями, чем у «Норникеля» и «Русала» по отдельности.

Сейчас из крупных акционеров «Норникеля» и «Русала» не под санкциями только Леонид Блаватник (партнер Виктора Вексельберга в Sual Partners, у которой 25,52% в «Русале»). Владимир Потанин попал в санкционный список Великобритании, Роман Абрамович (у принадлежащего ему с Александром Абрамовым Crispian 4% в «Норникеле») — Великобритании и ЕС, господин Абрамов находится под санкциями Австралии, а Виктор Вексельберг и Олег Дерипаска (косвенно владеет долей в «Русале» через En+) — под самыми жесткими санкциями США.

В такой ситуации объединение «Норникеля» и «Русала» может потребовать консультаций и согласований, как минимум, с властями США и ЕС. Более того, оно разрушит одобренную США в конце 2018 года акционерную структуру «Русала», тогда позволившую вывести компанию из-под санкций.

Есть и масса других сложностей. Так, у крупных акционеров «Русала», в том числе Sual, есть право вето на трансформацию компании.

Некоторые собеседники “Ъ” видят настоящей целью заявления Владимира Потанина влияние на традиционную дискуссию вокруг дивидендов «Норникеля». В этом году истекает акционерное соглашение, по условиям которого компания должна платить 60% EBITDA в виде дивидендов, если ее долг ниже 1,8 EBITDA. Владимир Потанин уже заявил, что выплат, к которым инвесторы привыкли, не будет «ни в 2022 году, ни в 2023 году

Евгений Зайнуллин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Бизнес о кризисе 2024":
Все материалы сюжета (853)