Как рассказали представители лизинговых компаний, за месяцы, прошедшие после начала Россией военных действий на Украине, решить проблему дефицита предметов лизинга на рынке так и не удалось.
Частично получается заместить выбывших европейских поставщиков за счет реализации продержанной техники. Так, например, в «СберЛизинге» продажи подержанных машин выросли в первом полугодии на 300%.
Замещать же поставщиков, отказавшихся работать с Россией, пока выходит не слишком эффективно. «За первую половину года удалось наладить работу почти со всеми азиатскими марками, представленными в России, но их предложения не могут в полной мере заместить спрос на европейскую технику»,— поясняет директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг» Мария Габуния.
В частности, для сегмента такси, где пользовались популярностью европейские седаны, альтернатив у китайских производителей нет, поэтому спрос среди таксопарков в целом упал, рассказывает госпожа Габуния. Лучше обстоят дела с грузовым транспортом. По данным аналитического агентства «Автостат», реализация китайского грузового транспорта выросла в период с марта по май 2022 года на 44% по отношению к объему продаж за первые два месяца 2022 года. Тем не менее в сегменте седельных тягачей технику «большой европейской семерки (Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault) пока лишь точечно пробуют заместить китайские марки», уточняет Мария Габуния.
Во многом получилось «переориентироваться на восток» в сегменте контейнерных грузоперевозок. Однако в связи с уходом международных контейнерных линий в России сложился дефицит контейнеров, по некоторым оценкам, он составляет 70–300 тыс. штук. «Многие игроки российского рынка сейчас напрямую закупают контейнеры у китайских производителей, которые способны производить их большими объемами и в короткие сроки. И курс доллара способствует такой политике»,— рассказывает управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинга» Оксана Ивановская. Стоимость контейнеров российского производства существенно выше, подчеркивает она.
Читайте также:
По данным «Европлана», азиатские бренды занимают сейчас около трети от общего объема сделок. Более скромные оценки у компании «Деловые решения и технологии» (ДРТ, бывшая «Делойт энд Туш») — в зависимости от сегмента и модели доля азиатской техники может составлять 15–20%. Доля продаж новой китайской техники сегмента авто и спецтехники доходит до 30–40%, уточняют в Совкомбанке. Дефицит европейской техники наиболее безболезненно может быть заменен китайской в сегменте строительного оборудования, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин, считает младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина.
Вместе с тем участники рынка отмечают трудности, сдерживающие развитие «восточного направления». «Требуется расширение модельного ряда брендов, формирование привлекательной ценовой политики, большая популяризация китайских марок в России, а также развитие корпоративного направления продаж»,— поясняет медленные темпы замещения гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.
Полина Трифонова