Новости

Замещение европейской техники на азиатскую в лизинге идет очень медленно

Как рассказали представители лизинговых компаний, за месяцы, прошедшие после начала Россией военных действий на Украине, решить проблему дефицита предметов лизинга на рынке так и не удалось.

Частично получается заместить выбывших европейских поставщиков за счет реализации продержанной техники. Так, например, в «СберЛизинге» продажи подержанных машин выросли в первом полугодии на 300%.

Замещать же поставщиков, отказавшихся работать с Россией, пока выходит не слишком эффективно. «За первую половину года удалось наладить работу почти со всеми азиатскими марками, представленными в России, но их предложения не могут в полной мере заместить спрос на европейскую технику»,— поясняет директор по маркетингу ГК «Альфа-Лизинг» Мария Габуния.

В частности, для сегмента такси, где пользовались популярностью европейские седаны, альтернатив у китайских производителей нет, поэтому спрос среди таксопарков в целом упал, рассказывает госпожа Габуния. Лучше обстоят дела с грузовым транспортом. По данным аналитического агентства «Автостат», реализация китайского грузового транспорта выросла в период с марта по май 2022 года на 44% по отношению к объему продаж за первые два месяца 2022 года. Тем не менее в сегменте седельных тягачей технику «большой европейской семерки (Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, DAF, Iveco, Renault) пока лишь точечно пробуют заместить китайские марки», уточняет Мария Габуния.

Во многом получилось «переориентироваться на восток» в сегменте контейнерных грузоперевозок. Однако в связи с уходом международных контейнерных линий в России сложился дефицит контейнеров, по некоторым оценкам, он составляет 70–300 тыс. штук. «Многие игроки российского рынка сейчас напрямую закупают контейнеры у китайских производителей, которые способны производить их большими объемами и в короткие сроки. И курс доллара способствует такой политике»,— рассказывает управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинга» Оксана Ивановская. Стоимость контейнеров российского производства существенно выше, подчеркивает она.

По данным «Европлана», азиатские бренды занимают сейчас около трети от общего объема сделок. Более скромные оценки у компании «Деловые решения и технологии» (ДРТ, бывшая «Делойт энд Туш») — в зависимости от сегмента и модели доля азиатской техники может составлять 15–20%. Доля продаж новой китайской техники сегмента авто и спецтехники доходит до 30–40%, уточняют в Совкомбанке. Дефицит европейской техники наиболее безболезненно может быть заменен китайской в сегменте строительного оборудования, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин, считает младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Зоя Советкина.

Вместе с тем участники рынка отмечают трудности, сдерживающие развитие «восточного направления». «Требуется расширение модельного ряда брендов, формирование привлекательной ценовой политики, большая популяризация китайских марок в России, а также развитие корпоративного направления продаж»,— поясняет медленные темпы замещения гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.

Полина Трифонова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "#лизинг":
Все материалы сюжета (153)