Средняя стоимость привлечения займа на рынке МФО в третьем квартале составила 3,7 тыс. руб. Это на 19% больше, чем кварталом ранее (3 тыс. руб.), приводят данные аналитики сервиса альтернативного кредитования Moneyman, и на уровне четвертого квартала 2021 года. Между тем именно последний квартал года — традиционно пиковый сезон на рынке займов в связи со значительно возрастающими предпраздничными тратами их клиентов.
В Moneyman отмечают, что в этом году в сегменте сложилась «уникальная ситуация в преддверии высокого сезона». «Геополитическая обстановка повлияла на уровень одобрений на рынке. При этом упал спрос, в третьем квартале — на 15%,— пояснили в компании.— Все это приводит к росту конкуренции, что, в свою очередь, влечет увеличение стоимости привлечения».
Однако, уточнили в Moneyman, далеко не все игроки готовы активно включаться в конкуренцию на таком нестабильном рынке. По данным исследования, большая часть игроков МФО (45%) предпочитает вкладывать в привлечение одного клиента не более 1–3 тыс. руб., еще 40% направляют на эти задачи 3–5 тыс. руб. и лишь пять крупнейших игроков тратят более 5 тыс. руб.
Участники рынка тренд подтверждают. Несмотря на формально «высокий сезон», до конца года существенных изменений спроса на микрозаймы, а значит, снижения стоимости привлечения заемщиков не будет, уверен гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров. В компании по итогам квартала этот показатель вырос на 20%.
Некоторое оживление спроса под Новый год произойдет, признает топ-менеджер, однако «оно будет как минимум вдвое слабее, чем обычно: напряженность населения сохраняется, предпосылок для отказа от сберегательной модели поведения нет». Сейчас это уже явно заметно в более «дорогих» сегментах потребительского кредитования, таких как автомобильные или потребительские кредиты, но «волна докатится и до МФО», соглашается операционный директор ГК Eqvanta Иван Меринов.
Полина Трифонова