Банк России предложил механизм взаимодействия для решения проблемы должников, попавших в «сложную жизненную ситуацию». Это касается заемщиков, имеющих кредиты в разных банках. «Кредиторы или не знают друг о друге, или не полностью доверяют друг другу и не могут договориться о временном совместном снижении платежей, чтобы заемщик мог обслуживать оба кредита»,— отмечает ЦБ. И если один из банков взыскивает долг через суд, то это может привести к тому, что «заемщик теряет жилье и становится банкротом», указывает регулятор.
Применение стандарта позволит решать эту проблему на условиях, приемлемых для всех сторон, считают в ЦБ. Так, все обязательства заемщика перед конкретными кредиторами сохраняются, права требования по кредитному договору остаются у банка, изначально выдавшего продукт, никаких дополнительных счетов не предполагается. Кроме того, у заемщика будет право принять или не принять предлагаемые условия реструктуризации. При этом новый стандарт не касается микрозаймов.
«Конфликтность просрочки очень часто заключается в том, что заемщик пропадает, не выходит на связь с кредитором, не объясняет происходящего, не подает признаков добросовестного поведения. Очень часто это происходит потому, что заемщик, располагая сократившимися ресурсами, в первую очередь погашает залоговые обязательства»,— отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Поэтому при всей полноте информации о существующих обязательствах будет проще разработать механизм равномерного погашения в интересах всех кредиторов, да и самих заемщиков, уверена она.
Ряд банков уже используют подобные методики.
Полина Трифонова, Юлия Пославская