На минувшей неделе в «Обзоре рисков финансовых рынков» ЦБ отметил продолжающийся тренд по увеличению доли юаня как в расчетах за внешнеэкономические операции, так и на внутреннем биржевом и внебиржевом рынках. С марта 2022 года по март 2023 года российские экспортеры нарастили объем месячных операций в китайских юанях с $0,5 млрд до $6,9 млрд, а импортеры — с $1,4 млрд до $7,7 млрд. В итоге доля китайского юаня в структуре экспорта составила 18%, а в структуре импорта — 27%. На биржевом спот-рынке доля юаня в апреле 2023 года увеличилась до 36,1%, на внебиржевом — до 22,3%. При этом в конце 2022 года она составляла 31,5% и 17,6% соответственно.
Рост спроса на валюты дружественных стран на российском рынке является долгосрочной тенденцией, продиктованной сложившейся геополитической ситуацией, отмечается в обзоре ЦБ.
В сложившихся условиях все большее число банков предлагает вклады в юанях. Если в начале осени такие вклады были доступны у десятка крупнейших банков, то сейчас, по данным «Банки.ру», такой продукт есть почти у 100 банков, при этом ставки даже у крупнейших из них составляют 3,2–3,5% годовых, тогда как полгода с трудом превышали 1% годовых.
Более высокие ставки доступны инвесторам на долговом рынке, где обращается больше 20 выпусков 11 эмитентов. При этом доходность 2–3-летних облигаций эмитентов первого эшелона составляет 3,7–4% годовых, 4–5-летних — 3,5–6,4% годовых. «Доходности юаневых бондов с начала года вели себя приблизительно так же, как и доходности других валютных инструментов в локальном периметре — по коротким (до года) торгуемым бумагам они особо не поменялись, а для 3–4-летних бумаг цены снизились, а доходности увеличились приблизительно на 100 б. п.»,— отмечает руководитель отдела аналитики долгового рынка «Ренессанс Капитала» Алексей Булгаков.
Рост доходностей в начале нынешнего года был вызван низким спросом со стороны инвесторов. С одной стороны, как отмечает руководитель направления анализа рынка облигаций инвестбанка «Синара» Александр Афонин, желающие разместить юани уже воспользовались теми вариантами, которые предлагал рынок, и новых покупателей пришлось мотивировать более высокими доходностями.
Виталий Гайдаев