Новости

Доучи ученого. Работодателям приходится подтягивать навыки четверти трудоустраивающихся выпускников

После трудоустройства выпускников вузов на первое место работы четверть из них приходится доучивать — чаще всего это происходит в формате наставничества, следует из данных Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. В большинстве случаев новым работникам не хватает профессиональных, а не социальных навыков, что свидетельствует о недостаточном соответствии системы высшего образования требованиям рынка труда.

В первый год работы выпускников вузов компании переобучают почти четверть из них, сказано в исследовании Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ на основе микроданных федерального статистического выборочного наблюдения Росстата о трудоустройстве выпускников. Эта работа — одна из первых оценок на репрезентативных данных, насколько расходятся приобретаемые в вузах компетенции с требованиями рынка труда. Косвенно о наличии проблемы говорят молодежная безработица (заметно выше общего показателя), а также субъективные оценки выпускников и работодателей. Отметим, что в 2021 году Минтруд, Агентство стратегических инициатив и Worldskills Russia разработали госпрограмму содействия занятости молодежи до 2030 года, которая в том числе должна сократить различия между профстандартами вузов и работодателей, но масштабов переобучения выпускников в ней нет (см. “Ъ” от 6 октября 2021 года).

Согласно же исследованию ВШЭ, чаще всего дополнительное обучение охватывает занятых в сфере деловых услуг, реже всего — начинающих сотрудников бюджетного и аграрного секторов. Среди выпускников-очников доля прошедших дообучение почти вдвое выше, чем у заочников (29% и 15,8% соответственно). Среди специалистов высокой и средней квалификации, служащих и квалифицированных рабочих эта доля также выше средней — 26–29%, в группе же неквалифицированных рабочих — 11,9%.

Наиболее распространенным форматом внутрифирменного обучения оказалось наставничество. Более половины респондентов (55,9%), прошедших обучение, указали, что оно было реализовано через прикрепление к опытному работнику. О самостоятельном обучении в процессе работы заявили 39,6% опрошенных, об улучшении навыков при общении с коллегами — 21%, о курсах повышения квалификации и стажировках — 17%, о семинарах и мастер-классах — 13,8%. Наставничество более распространено у сотрудников, занятых ручным трудом, самостоятельные практики обучения — среди квалифицированных работников. Руководители же — единственная группа, для которой самообучение в процессе работы — самая распространенная форма внутрифирменной подготовки.

Как поясняет автор работы, профессор департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса ВШЭ Елена Варшавская, большинство работодателей обучает новых сотрудников профессиональным навыкам — то есть именно тому, что должны давать вузы, что подтверждает неполное соответствие системы образования потребностям рынка. В то же время, отмечает она, неверно считать, что работодатели тратят на решение этой проблемы большие средства: и наставничество, и самообучение не сказываются напрямую на расходах на персонал и не попадают в статистику Росстата о корпоративных тратах на образование. Это может объяснять, почему в РФ такие расходы, несмотря на нужду компаний в квалифицированных кадрах, ниже, чем в ЕС.

Анастасия Мануйлова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Кадровый голод":
Все материалы сюжета (840)