Финансовый комитет Госдумы рекомендовал к принятию во втором чтении смягченный вариант поправок к закону о потребительском кредите, касающийся важного для граждан расчета его полной стоимости. Исходный вариант предполагал ограничение срока необеспеченного кредита пятью годами, а в рекламе банкам запрещалось использовать процентную ставку по кредиту — только ПСК. Эти поправки могли серьезно улучшить информированность граждан о кредитных продуктах, которые они берут. Но ко второму чтению ограничение по сроку убрали, а использовать ставку в рекламе разрешили, хотя только вместе с ПСК или ее диапазона в случае изменения стоимости кредита в зависимости от выполнения определенных условий.
Участники рынка признают необходимость изменения подхода к расчету ПСК в сторону его большей прозрачности. По словам главы Ассоциации участников рынка электронных денег Виктора Достова, конкуренция на рынке необеспеченного потребительского кредитования жесткая, а продуктовая линейка ограниченна, поэтому ряд банков «злоупотребляют маркетинговыми приемами». «Пытаются спрятать часть стоимости кредита в другие привязанные продукты или сделать менее прозрачным расчет при разных сценариях жизненного цикла кредита»,— поясняет он. Но в текущем виде законопроект, по его мнению, не решит эти проблемы полностью — банки, «вероятно, попробуют придумать комбинированные продукты, пакетируя кредит и другие услуги».
Разница между заявленными ставками и ПСК даже при нынешнем варианте ее учета остается довольно высокой, а в начале года достигала 6 п. п.
Причем, отмечает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев, спред растет, что может быть связано со снижением ставок на рынке и стремлением банков удержать доходность операций в данных условиях. «Указание в рекламных материалах ПСК сделает условия кредитования для заемщиков более прозрачными, однако мы ожидаем, что это может привести к пересмотру банками их продуктовых линеек и изменению структуры дополнительных платежей»,— добавляет эксперт.
Максим Буйлов