Новости

Как вели себя российские потребители в 2023 году

После потребительского ажиотажа первых месяцев СВО, когда граждане запасали все, от соли до холодильников, от 2023 года участники рынка обреченно ждали отката. И он произошел. В начале года спрос упал: по данным Минэкономики, в первом квартале — на 3,9% ниже год к году. Никто не удивился. Из-за сокращения в 2022 году реальных доходов населения (по данным Росстата — на 1%) россияне, особо не веря в лучшее, откладывали деньги на очередной «черный день». Сохранялось и давление прошедшей осенью 2022 года мобилизации с неясными перспективами ее расширения к маячившему впереди наступлению (не то России, не то Украины, страшные оба). Граждане сокращали серьезные траты.

Эти факторы тормозили потребителей несколько месяцев, пока не переродились в свою полную противоположность. То, что стало причиной падения, трансформировалось в драйвер роста. Официального второго этапа мобилизации не произошло. Зато приток массовых выплат мобилизованным и контрактникам, формирующих нередко основную часть бюджета их семей, повышение денежного довольствования военнослужащих и силовиков, очередная индексация зарплат работникам ВПК и некоторым бюджетникам подогрели спрос. Активизировалось и необеспеченное кредитование.

Уже в мае Росстат отметил ускорение роста оборота розничной торговли (на 9,3% год к году) и общепита (на рекордные 22,4%). По итогам года, полагают аналитики, два ключевых сегмента потребления расширятся на 12–24%. Средняя загрузка российских отелей достигла 65–70%, небывалого для кризиса уровня.

Тенденция сменилась с беспрецедентной скоростью, отмечают эксперты ключевой профильной аналитической компании NielsenIQ.

По их оценкам, реальные располагаемые доходы выросли на 4%, индекс покупательского оптимизма почти весь год превышал 100. Такой взлет возможен только при условии, что граждане готовы покупать, у них есть деньги, а продавцы сохранили привычный и популярный ассортимент товаров повседневного спроса.

«Потребители продолжают искать способы оптимизации бюджета, о стремлении к полной экономии говорить не приходится»,— считают в NielsenIQ. Опрос компании показал, что 60% потребителей в 2023 году тратили на повседневные товары больше, чем год назад.

 

Анатолий Костырев, Халиль Аминов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Продуктовый ритейл ":
Все материалы сюжета (1492)