Новости / Экономика

Как побороть «перекрестку»? Доплата бизнеса за низкие энерготарифы для населения может составить рекордные 300 млрд рублей

ФАС намерена добиваться пересмотра энерготарифов в Иркутской, Новосибирской и Тюменской областях.

Объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе (платеж бизнеса за снижение энерготарифов для населения) по итогам текущего года обновит рекорд, превысив 300,58 млрд руб., следует из анализа Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ на основе тарифных решений. Показатель, рассчитанный на 2024 год, вырос на 6,4 млрд руб., или на 2% год к году, фактический уровень субсидии оказался на 59 млрд руб., или на четверть, выше предельного уровня, утвержденного правительством.

В России тарифы на электроэнергию для населения искусственно сдерживаются и находятся ниже экономически обоснованного уровня. Часть нагрузки регулятор перекладывает в тариф на передачу электроэнергии для промышленности, то есть бизнес субсидирует население. В каждом регионе установлен предельный уровень этой субсидии.

Предельный уровень нагрузки на бизнес превышен в 63 регионах, подсчитали аналитики ВШЭ.

Главное нововведение 2024 года — массовое внедрение дифференциации тарифов для населения, когда при росте потребления домохозяйства тариф растет. Правительство в конце 2023 года заставило регионы запускать этот механизм при превышении предельного уровня перекрестного субсидирования. В ФАС сообщали, что механизм уже внедрен в 53 регионах. Однако часть регионов, включая Иркутскую, Новосибирскую и Тюменскую области, превысили объем субсидий, но не ввели дифференциацию тарифов. Служба планирует добиваться пересмотра тарифов в этих регионах. Объем субсидирования в Иркутской области — 8 млрд руб. (на 40% выше предела), Новосибирской — 6,4 млрд руб. (на 37% выше предела), Тюменской (включая ХМАО и ЯНАО) — 12,9 млрд руб. (на 19%).

На практике дифференциация тарифов для населения используется субъектами РФ как легальный способ превысить значение перекрестного субсидирования, отмечает Сергей Сасим. Параметры дифференциации недостаточны для изменения динамики перекрестного субсидирования: в частности, установлены чрезмерно большие объемы льготного потребления и незначительный рост тарифа при увеличении объемов.

Побороть «перекрестку» может только переход к адресному субсидированию реально нуждающихся в этом домохозяйств, считают в «Сообществе потребителей энергии» (объединяет промышленных потребителей электроэнергии): «Рост показателя в условиях, когда регионы профанируют идею дифференциации тарифов, вполне предсказуем. Но оправдать действия региональных регуляторов сложно, поскольку деньги, предназначенные для функционирования и развития экономики, изымаются в пользу серой коммерции и владельцев роскошных особняков».

Полина Смертина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Дифтарифы в Иркутской области 2024, последние новости":
Все материалы сюжета (137)