Биржевые цены на топливо резко упали после решения правительства уже второй раз за последние месяцы ввести эмбарго на экспорт бензина. Запрет на экспорт заработает с 1 марта и продлится полгода, что даст регуляторам время для решения проблем с насыщением рынка на фоне снижения доступных мощностей для выпуска бензина.
Оптовые цены на топливо на СПбМТСБ оперативно отреагировали на заявления правительства о запрете с 1 марта экспорта бензина. Так, наиболее востребованная марка АИ-95 упала в цене на 0,8%, до 57,5 тыс. руб. за тонну, АИ-92 — на 3,3%, до 47,9 тыс. руб. за тонну. Почти на 3% подешевело межсезонное дизельное топливо (до 57,9 тыс. руб. за тонну).
Как заявил 27 февраля представитель вице-премьера Александра Новака, запрет на поставки бензина за рубеж будет действовать в течение полугода. Также планируется увеличить норматив продаж дизельного топлива на бирже до 16% от производства.
Основной причиной роста котировок топлива стало сокращение его производства из-за аварий на нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводах, прежде всего Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа.
У правительства уже есть опыт введения подобных запретов. Предыдущие ограничения на экспорт бензина и дизтоплива действовали с 21 сентября 2023 года и были сняты в конце декабря.
Читайте также:
Управляющий партнер «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко отмечает, что Россия экспортирует от 100 тыс. до 800 тыс. тонн бензинов в месяц и 1,2–1,8 млн тонн его фракций (нетоварное топливо, в основном нафта). «То есть производители могут вывозить бензин в виде нафты, но при этом экономика переработки пострадает»,— говорит он. При этом с точки зрения потребителей эта мера должна привести к насыщению рынка и его защите от всплеска цены на период сезонных ремонтов и пика спроса.
Руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов полагает, что на фоне аварийной остановки на «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе» повторение кризиса было бы вполне реально. По его мнению, о системной нехватке бензина речи не идет (производство бензина в 2023 году составило 44 млн тонн, внутреннее потребление — около 36,5 млн тонн), но периодическая разбалансировка рынка возможна на фоне сезонных ремонтов на НПЗ весной и осенью.
Ольга Мордюшенко