
Наличие некоего "дна" и ожидания второй волны кризиса – это миф. Об этом заявил первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, выступая в Высшей школе экономики. "Я считаю, есть два мифа, которые часто используются, тиражируются. Первый миф – это наличие некоего "дна", от которого потом можно оттолкнуться и пойти вверх. Но что такое "дно"? То, что для млекопитающих считается дном, для рыб является нормальной средой обитания. Вполне возможно, это не дно – а нормальное экономическое развитие", - заявил он.
По его мнению, для России кризисным экономическим развитием, возможно, был период 2000-2008 г. "Не может мировая экономика развиваться темпами 5 проц в год, а по некоторым сегментам и более 10 проц год за годом. Есть ресурсные ограничения, есть инфраструктурные ограничения, не может экономика такими огромными темпами накачиваться ликвидностью. Это неправильно и ненормально", - заявил первый зампред ЦБР. По его словам, огромные мировые дисбалансы должны были разрешиться, и то, что сейчас происходит – это способ их разрешения. "Точно также и для России, ситуация когда в течение 6 лет темпы роста реальных доходов были в два раза выше темпов роста производительности труда, когда двукратный разрыв спроса и предложения продолжался год за годом – это экономически нерациональная ситуация, и она должна была закончиться мягче или жестче. Она закончилась жестче", - добавил А.Улюкаев.
По словам первого зампреда ЦБР, сейчас России "не надо ждать отталкивания от дна. Мы будем развиваться другими темпами, у нас, конечно, долгие годы не будет такого фондового рынка, какой был в мае 2008 г, но в этом нет ничего страшного".
Второй миф – это ожидание второй волны в банковском секторе. "Нет второй волны, потому что не было первой волны. Это не одна и вторая волны – это две разные субстанции. Проблема сентября 2008 г - января 2009 г – это кризис ликвидности. Это лесной пожар, который за секунду захватил большую территорию и жертвами оказываются все. Пожар тушится водой, то есть потребность в ликвидности гасится деньгами. Ничего другого в мире не было, и нет, и в этом смысле, я считаю, правительство России и Центральный банк действовали адекватно", - заявил А.Улюкаев.
То, что происходит сейчас – проблема "плохих" долгов и капитала, это не пожар, это - постепенно количественно наращиваемые проблемы. И частично эта проблема носит характер реальный, частично – учетный, пояснил он. "Когда мы говорим, что банковской системе не хватит капитала, его не хватит при определенном соотношении капитала к активам. Если сейчас в среднем по банковской системе норматив достаточности капитала 15 проц, а чтобы быть участником системы страхования вкладов норматив установлен на уровне 11 проц, то вот такой лаг у нас есть для снижения капитала. Все расчеты достаточно условны. По Базелю, например норматив достаточности – 8 проц, хотя я и считаю его мягким", - добавил А.Улюкаев.
Сейчас, по мнению А.Улюкаева "ситуация с ликвидностью в банковском секторе неплохая", и вполне возможно, что плавное развитие банковской практики не потребует слишком энергичных действий.
А.Улюкаев напомнил, что, выступая в 2008 году на аналогичной встрече в ВШЭ, он говорил о "перегреве" российской экономики и о том, что у России есть выбор не между такими-то и такими-то темпами роста, а между мягкой посадкой и жесткой посадкой. "И год назад отметили, что я опасный пессимист. Сейчас же я боюсь показаться опасным оптимистом, потому что я считаю, что мы совершили эту самую жесткую посадку, о которой я говорил год назад, она уже является фактом. В этом смысле - самое плохое уже позади. Мы вступили в другую экономическую реальность, в период смены одного макроэкономического баланса на другой макроэкономический баланс. Этот период продолжался с сентября 2008 г по январь 2009 г. Можно говорить – это "кризис", терминологически разные бывают подходы. В этом смысле у кризиса острая часть, которая с моей точки зрения, закончилась", - заявил А.Улюкаев