Новости

В России вырос спрос на POS-кредиты на покупку быстровозводимых домов

На рынке жилищного кредитования начало активно развиваться направление беззалоговых целевых кредитов (POS-кредитов) на покупку быстровозводимых домов. Спрос на них во многом определяется влиянием пандемии — как из-за режима изоляции, так и из-за реализации отложенного спроса на доступные товары. По сравнению с ипотекой получение POS-кредита на покупку дома не занимает много времени и не требует оформления залога, хотя и обходится дороже. Эксперты отмечают риски отсутствия залога, необходимость качественного отбора клиентов, а также сокращение спроса после окончания пандемии.

О резком росте спроса на POS-кредиты на быстровозводимые дома (БВД) в этом году рассказали “Ъ” участники рынка. По словам вице-президента Почта-банка Андрея Павлова, в июле, в высокий сезон для сегмента, количество заявок на кредиты увеличилось в два раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. К середине осени объем заявок на 40% превысил показатель всего 2019 года. Сейчас портфель POS-кредитов на загородные дома в банке составляет около 1 млрд руб. при средней сумме кредита 830 тыс. руб.

«По отношению к прошлому году объемы выдач просели лишь в период локдауна, но уже к маю падение прекратилось, и сейчас мы вышли на уровень 2019 года»,— добавляет начальник дирекции потребительского кредитования Кредит Европа банка Кирилл Маевский.

К БВД относятся дома, цикл строительства которых не превышает нескольких месяцев, преимущественно на основе деревянных конструкций. РOS-кредит — целевая беззалоговая ссуда на приобретение товара, которая выдается непосредственно в точке продажи. В данном случае кредит выдается у компании-строителя, заявки рассматриваются за один час. Cрок кредита в среднем составляет пять лет, средние ставки — около 10% годовых. Максимальная сумма кредита варьируется в зависимости от банка в размере 1–6 млн руб.

По словам Андрея Павлова, динамика обусловлена несколькими факторами: волатильность валютных курсов стимулирует реализацию отложенного спроса, а пандемия и режим изоляции подстегивают спрос на загородные и дачные дома. Как отмечают в Ассоциации деревянного домостроения (АДД), в течение полугода общий объем производства, возведения и продаж такого жилья вырос на 10–15%. 

Впрочем, не все банки, занимающиеся POS-кредитованием, готовы выходить в новый сегмент. Как отмечают в банке «Русский стандарт», ключевая задача кредитной организации — увеличение клиентской базы. Поэтому, выбирая между десятком граждан, оформивших несколько небольших кредитов, и одним клиентом, оформившим крупный кредит, банки чаще всего выбирают первый вариант. 

Эксперты указывают на повышенные риски беззалоговых кредитов по сравнению с залоговыми. Как считает старший преподаватель кафедры «Банковское дело» университета «Синергия» Антон Рогачевский, это побуждает банки сокращать суммы кредита и увеличивать уровень ставки. Помимо прочего, отмечает он, должен быть ужесточен отбор клиентов. По мнению главного аналитика ГК «Алор» Алексея Антонова, учитывая, что БВД не являются объектом полноценной недвижимости в классическом варианте, всплеск спроса на них будет носить временный характер.

Ксения Дементьева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Материалы сюжета "#cельскаяипотека #ипотека3% Сельская ипотека, последние новости ":
Все материалы сюжета (38)