Должны, но не обязаны
Число компаний-должников растет, и далеко не все из них смогут выполнить свои обязательства
В 2009 году количество компаний, в отношении которых заведены дела о взыскании задолженности, выросло в Иркутске в 5,5 раз. Список должников -- индивидуальных предпринимателей вырос за прошлый год в 6 раз. Судебные приставы заявляют, что банкротство грозит, как минимум, 20% должникам из этого списка. А возврат долгов "светит" не более 5% их кредиторов, уверены юристы. По динамике дел о банкротствах нынешний кризис побил рекорды 1998-го года. Сами предприниматели ожидают, что в текущем году ситуация будет только ухудшаться.
"Основной дилер уже полгода не платит нам по счетам, -- невесело рассказывает владелец иркутского цеха по производству металлоконструкций Эдуард Петров (фамилия изменена). -- В июле мы пошли ему навстречу и поставили крупную партию товара без предоплаты под клятвенные заверения расплатиться через месяц полностью. На тот момент дилер уже был должен нам порядка 50 тысяч рублей. Но заказчик крупный -- решили сделать для него исключение. Сейчас он нам должен почти миллион рублей. Для нас это огромная сумма -- больше, чем выручка за квартал".
О том, что контрагент не расплачивается и по другим счетам, предприниматель узнал спустя месяц после отгрузки злосчастного заказа. "К тому времени я уже начал подозревать неладное -- его сотовый был постоянно отключен, а секретарша нервно отвечала, что он в отъезде. По совету знакомого зашел на сайт службы приставов и стал искать контрагента в базе должников по названию компании. И оказалось, что он там еще с мая прошлого года числится, -- восклицает Эдуард и сожалеет о том, что не проверил партнера перед тем, как отдать товар.
Сейчас на сайте Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (УФССП) в реестре должников -- юридических лиц (http://r38.fssprus.ru/cgi-bin/index.cgi?page=dolgniki) числится 560 иркутских компаний, исполнительные документы по делам которых выданы уже в 2010 году. В 2009 году таких фигурантов насчитывалось 10493. В 2008 году -- 1614. Рост -- в 5,5 раз.
"Динамика существенная, такого не наблюдалось в 1998-1999 годах, во время прошлого кризиса", -- соглашается начальник отдела организации принудительного исполнения службы судебных приставов по Иркутской области Дмитрий Желудков. По его данным, особенно сильно выросло число должников среди ООО -- в 10 раз: 8922 должника в 2009 году против 814 в 2008. За два месяца 2010 года их число уже сравнимо с показателем за весь 2008 год -- 505 должников. Среди компаний с формой АО динамика чуть меньше: в 2009 году в 7,5 раз больше по сравнению с 2008 годом. Менее всего выросло число должников среди индивидуальных предпринимателей (ИП). В 2008 году их количество в реестре достигало 915, в 2009 -- 6418, за 2 месяца 2010 года появилось еще 143.
"Бывает, что вполне жизнеспособная компания получает иски и от контрагентов. Даже дружественных. Поменялся руководитель, даже юрист компании -- и готово. Надо ехать и договариваться по новой, -- рассказывает Лачкарев. -- У нас, к примеру, сейчас долг перед поставщиком металла несколько миллионов рублей. Их юристы 'на автомате' вчинили иск. Между тем мы сумели договориться о поставке новой партии металла, но уже по предоплате. Теоретически они, конечно, могут нас 'кинуть' и закрыть этим платежом наш долг. Но вряд ли они так поступят, им интереснее продолжать с нами работать: мы погасим задолженность по установленному графику, а они пришлют нам металл, уже стопроцентно оплаченный нами".
Но Алексей Ткач более осторожен в этом вопросе: "Если компания не публичная, то ее попадание в реестр должников даже по причине иска от единственного кредитора -- уже повод для остальных кредиторов серьезно забеспокоиться". По статистике компании "Веритас", из 300 должников, с кредиторами которых компания работала в 2009 году, только 15% расплатились по долгам. "Большинство должников, кстати, -- из покупателей металлоконструкций: производственники, торговцы, застройщики. Я знаю это, поскольку многие наши клиенты, 'выбивающие' долги, как раз торгуют металлом, -- добавляет Ткач. -- Думаю, это связано со скачками цен на металл: за последние полгода они раза три то падали, то росли. У некоторых покупателей в период падения цен было велико искушение не расплачиваться за поставку металла, купленного на пике цен. И они решают просто не платить за него. Товар, правда, тоже не возвращают".
Работы по выбиванию
В службе судебных приставов отмечают, что срок работы с должником зависит от взаимодействия приставов с кредитором. "Если кредитор попросит, можем даже произвести арест имущества должника в день возбуждения исполнительного производства, -- отмечает Желудков. -- Иногда одного приезда пристава достаточно, чтобы ответчик 'передумал' и вернул деньги. Бывает, что люди рассчитываются сразу: кто-то, например, две тысячи возвращает, а кто-то сразу миллион".
Но это скорее исключение. Договориться с должником у приставов получается, как правило, не сразу. "От месяца до нескольких лет, -- признается чиновник. -- Люди могут скрываться, и мы их ищем". На сегодняшний день службе удается полностью взыскать задолженность по 60% дел. Как известно, это происходит, в том числе, и помощью продажи имущества должника с молотка.
Однако в большинстве случаев оно малоликвидно. "Не секрет, что к процедуре банкротства или ликвидации, что по последствиям для кредитора одно и то же, должник успевает вывести все мало-мальски привлекательные активы, -- напоминает начальник отдела организации работы по реализации имущества должников управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Валерий Газарх. -- Как правило, продаваемое имущество никому кроме должника больше не нужно. Кастрюли и холодильник вряд ли обрадуют даже самого хозяйственного кредитора, так же, как специфическое оборудование, которое еще надо продать". Львиную долю имущества так и не удается реализовать, в том числе, и по причине непривлекательных цен на торгах.
По мнению самих предпринимателей, ситуация с долгами в 2010 году будет только ухудшаться. "Этот кризис более затяжной по сравнению с 1998-м годом, -- говорит Лачкарев. -- И так быстро ситуация с долгами не разрешится. Для многих компаний 'стрижка' только началась, и они рискуют попасть в реестр должников всерьез и надолго".
Обманутый контрагентом Эдуард Петров с мнением Лачкарева согласен. Он сам уже попал в реестр должников и боится, что если его клиент не расплатится в ближайшие 2-3 месяца, или ему не подвернется крупный заказ, из долговой ямы уже не выбраться. Компанию, которой можно доверить процесс ликвидации своей фирмы, Петров уже подыскал.





SIA.RU: Главное