Экономический кризис уходит в прошлое. Однако, по мнению экспертов, забывать о его последствиях ни в коем случае нельзя -- необходимо извлечь уроки, чтобы не повторять прежние ошибки.
Иркутский экономист, доцент кафедры "Финансы и кредит" Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета Георгий Шаламов на основе данных Иркутскстата проанализировал, как отразился экономический кризис 2008-2009 годов на экономике и социальном развитии Иркутской области. Результаты анализа легли в основу учебного пособия, которое может быть интересно работникам муниципальных органов управления, студентам и преподавателям экономических вузов, а также всем интересующимся проблемами развития региональной экономики.
Прежде всего была рассмотрена динамика валового регионального продукта (ВРП). Оказалось, что в кризисном 2008 году ВРП не только не снизился, но даже вырос на 3% по сравнению с 2007 годом, хотя темпы его роста упали в три раза. В 2009 году снижение ВРП составило всего лишь 2,5%. Для сравнения, падение ВВП России в том же 2009 году составило 7,8%.
В 2008 году промышленность региона не почувствовала влияния кризиса. Индекс промышленного производства не только не снизился по отношению к 2007 году, но даже превысил его. В 2008 году он составил 106,0%, против 105,2% в 2007 году. А вот результаты 2009 года стали иллюстрацией влияния кризиса. Индекс промышленного производства в 2009 году составил 96,3%. Для сравнения: российская промышленность закончила 2009 год с индексом 89,2% к 2008 году.
Индекс производства по добыче полезных ископаемых в январе-декабре 2009 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 110,8%. Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых в регионе увеличилась на 45,6%. Вместе с тем, прочих полезных ископаемых было добыто на 23,2% меньше, чем в соответствующем периоде предыдущего года.
Индекс производства в обрабатывающей отрасли в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 94,6%. Наиболее значительно снизилось производство машин и оборудования (35,2%), резиновых и пластмассовых изделий (69,7%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (62,1%), текстильное и швейное производство (67,5%).
Индекс производства по виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в январе-декабре 2009 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составил 97,8%. Выработка электроэнергии тепловыми электростанциями снизилась на 30,9%, тепловой энергии было отпущено потребителям на 4,0% меньше, чем за 12 месяцев 2008 года. Выработка электроэнергии гидроэлектростанциями увеличилась на 3,7%.
Падение индекса производства по этому виду деятельности в 2009 году обусловлено снижением объемов промышленного производства и переносом сроков ввода ряда крупных предприятий в Иркутской области из-за экономического кризиса. Однако это падение могло быть еще большим, если бы не авария на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшая в ночь на 17 августа 2009 года. В результате энергосистема Сибири потеряла более 11% от всей вырабатываемой энергии. Для компенсации энергопотерь в западной части Сибири была увеличена нагрузка на гидро- и теплоэлектростанции ОАО "Иркутскэнерго". Существенное влияние на необходимость увеличения потребления электроэнергии сыграла и аномально холодная даже для Сибири зима 2009-2010 гг.
По данным Иркутскстата, даже в кризисные 2008 и 2009 годы в Приангарье были реализованы крупные инвестиционные проекты и введены в действие следующие производственные мощности: на Иркутском алюминиевом заводе (СУАЛ) завершилось строительство и введены в эксплуатацию первая и вторая очереди 5-й серии цеха электролиза на 300 кА с обожженными катодами; ЗАО "Кремний" провел модернизацию газоочистки четырех руднотермических печей; ОАО "АЭХК" ввело в эксплуатацию новую очередь газовых центрифуг по обогащению урана; в селе Хомутово Иркутского района запущен завод по производству малоэтажных деревянных домов (ООО "Госстрой"); введен в эксплуатацию лесопильно-деревообрабатывающий комплекс в поселке Новая Игирма (ЗАО "ЛДК "Игирма").
Среднемесячная номинальная начисленная зарплата в промышленном секторе региона на протяжении 2007-2009 годов неизменно росла и значительно превышала областной уровень: от 109,3% в обрабатывающих производствах до 147,3% в добыче полезных ископаемых в 2009 году.
Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях кризиса спад в промышленном секторе региона был не столь глубоким, как в целом по России. Не было допущено снижения среднемесячной номинальной заработной платы. Тем не менее, в наиболее кризисном 2009 году среднегодовая численность работников в промышленности региона снизилась на 5,2 тысячи человек.
Строительство "просело"
В 2005-2007 годах строительный комплекс Иркутской области развивался быстрыми темпами, объем возрастал за год на 20-32%. Однако кризис оказал негативное влияние на финансовое положение всех участников рынка и существенно сузил возможности инвесторов, лишив строителей заказов. Объемы начали стремительно снижаться. Лишь в жилищном строительстве поддерживались неплохие темпы, поскольку завершалось возведение ранее начатых жилых домов. По неофициальным данным, почти половина компаний, работающих в сфере девелопмента, ушли с рынка. Прекратили свое существование и несколько строительных организаций. Трудно было и крупным застройщикам.
Сокращение объемов строительства не могло не сказаться и на сокращении численности занятых. Их в этом секторе в 2009 году стало меньше на 6,4 тыс. человек. Для сравнения: в 2008 году численность занятых в строительстве выросла по сравнению с 2007 годом на 13,7 тыс. человек или на 18,5%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в строительстве в 2009 году выросла на 11,7% и даже превысила на 6,3% областной уровень. Тем не менее, она осталась ниже, чем, например, в промышленности. Одной из основных причин этого является массовое использование в строительстве иностранных рабочих, чей труд оценивается гораздо ниже по сравнению с россиянами.
Таким образом, строительный комплекс Иркутской области, в котором задействовано 6% трудоспособного населения, можно отнести к наиболее пострадавшим в результате кризиса 2008-2009 годов.
Кризис не затронул пищепром
Мировой финансовый кризис не оказал существенного негативного влияния на сельское хозяйство Иркутской области. Платежеспособный спрос на продовольствие почти не сократился, поскольку на урезание своих семейных бюджетов в части питания население идет в последнюю очередь.
По данным Иркутскстата, в общем объеме расходов затраты на продукты питания в 2008 году составляли 26,0%, а в 2009 году -- 29,6%. Причем самый резкий перепад в настроении населения Иркутской области произошел на рубеже 2008 и 2009 годов, как раз в тот самый момент, когда словосочетание "экономический кризис" стало общеупотребимым. Слово "кризис" для нашего населения исторически всегда было самым лучшим сигналом к созданию семейных продовольственных запасов.
В целом же оборот розничной торговли и общественного питания в Иркутской области в кризисном 2009 году уменьшился почти на 10% при одновременном повышении потребительских цен на товары и услуги на 11,9% и снижении реальной заработной платы в регионе на 6,3%.
Кто оказался самым устойчивым?
Несмотря на значительное падение в 2009 году индексов по физическому обороту розничной торговли (89,5%) и физическому объему оборота общественного питания (90,4%), объем платных услуг населению снизился не столь заметно и составил 94,6%.
Обычно при рассмотрении торговли и общественного питания аналитики утверждают, что во время кризиса люди легче всего отказываются от общепита в пользу розничной торговли, поскольку предпочитают покупать продукты и готовить дома. Данные Иркутскстата опровергают это расхожее мнение: падение индексов физического объема в розничной торговле оказались ниже, чем в общественном питании.
Выяснилось, что в кризис иркутянам легче всего было отказаться от услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (84,0%), от туристических (84,9%), транспортных (85,4%) и медицинских услуг (88,9%), а также от услуг физической культуры и спорта (89,9%). По всем этим видам услуг падение в кризисном 2009 году превысило десять процентов.
Поистине фантастическим, на первый взгляд, в 2009 году является рост объемов правовых услуг в 4,2 раза. Иркутскстат не дает объяснений такого роста, но можно предположить, что в 2009 году, во-первых, значительно увеличилось в связи с ростом безработицы и несвоевременной выплатой заработной платы количество трудовых споров между работниками и работодателями. Во-вторых, по этим же причинам, серьезно ухудшившим материальное положение населения, значительно выросла просроченная задолженность по кредитам коммерческих банков, которые вынуждены были решать проблемы ее погашения в судебном порядке. В-третьих, в период любого кризиса идет активный процесс перераспределения собственности, что также связано с судопроизводством. И, наконец, именно 2009 год ознаменовался в Иркутской области целой серией громких уголовных дел антикоррупционной направленности. Надо полагать, что эти дела серьезно повысили тарифы на правовые услуги, прежде всего, услуги адвокатов.
Кроме правовых услуг положительную динамику (102,4%) показали только услуги учреждений культуры. Даже в кризисный период люди не жалели денег на кино, театры, концерты классической и популярной музыки.
На уровне близком к 100% в 2009 году остались коммунальные (98,9%) и жилищные услуги (98,0%). Такая стабильность обусловлена большим ростом тарифов на услуги ЖКХ в регионе, с одной стороны, и страхом быть отключенным от тех или иных услуг, с другой. Индекс тарифов на жилищно-коммунальные услуги в 2009 году составил 118,5%. Сравнение этих индексов показывает, что часть населения не смогла осилить такой рост тарифов и существенно не доплатила за их повышение.
Чуть-чуть не достигли 100% и услуги связи (98,1%), что свидетельствует о неистребимом стремлении сибиряков к общению. Способствовал этому и весьма незначительный, по сравнению с другими видами услуг, рост тарифов на услуги связи -- 105,8%.
Самый высокий рост тарифов в кризисном 2009 году был достигнут на платные услуги дошкольного воспитания -- 118,6%. Причина -- увеличение рождаемости в Иркутской области при низкой обеспеченности региона детскими садами.
Вообще же в сфере услуг в Иркутской области в 2007-2009 годах было занято почти 50% от всего трудящегося населения региона. В торговле -- 10,8% (в 2008 году -- 8,7%). К слову, именно торговля в ходе кризиса выполнила свое социальное предназначение в части снижения безработицы в Иркутской области. В 2009 году занятость в этой сфере деятельности выросла на 13,5 тысяч человек и достигла 192,3 тысяч человек.
Доходы населения
Номинальная заработная плата в 2008 году выросла по отношению к 2007 году на 24%. А вот в следующем, 2009 году этот показатель вырос только на 7%. В то же время реальная заработная плата в 2009 году по отношению к 2008 году снизилась на 5%. В результате инфляции сводный индекс потребительских цен на товары и услуги населению составил в 2009 году 111,9%.
К слову, по данным Росстата, инфляция в России в 2009 году была самой низкой за последние 20 лет и составила 8,8%, то есть уровень инфляции в нашем регионе значительно (на 3,1%) превысил общероссийский.
В западных странах, где падение ВВП было не таким драматическим, как в России, дело доходило до угрозы дефляции, а у нас в условиях падения производства цены продолжали уверенно расти. В экономической теории комбинация застоя в экономике и относительно высокой инфляции называется стагфляцией. В России высокая инфляция сочетается даже не с застоем, а с абсолютным падением экономики.
Такому явлению можно найти только два объяснения. Во-первых, в нашей экономике всегда есть избыточная денежная масса. Во-вторых, у нас есть нерыночные силы, толкающие цены вверх. Это происходит из-за того, что структуру российской экономики определяют монополии, и из-за высокого уровня коррупции, когда товаропроизводитель в цену своих товаров, чтобы выжить, должен включать коррупционную составляющую.
Так или иначе, высокая инфляция в Иркутской области на фоне снижения реальной заработной платы привела к тому, что удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2009 году увеличился по сравнению с 2008 годом на 2,1 процентных пункта и составил 19,1%.
Денежные доходы на душу населения в Иркутской области в 2008 году по сравнению с 2007 годом выросли на 27,9%, а вот в 2009 году по сравнению с 2008 годом только на 5,8%.
Задолженность по зарплате
Пожалуй, наибольшую зависимость от мирового финансового кризиса в Иркутской области продемонстрировала задолженность по заработной плате. Если исходить из того, что кризис в России начался в сентябре 2008 года, то всплеск неплатежей в регионе произошел с лагом в три месяца. Причем, скачкообразно. Задолженность по заработной плате выросла с 22,2 млн рублей в ноябре 2008 года до 105,7 млн рублей в декабре (рост в 4,8 раза!) и далее, до 270,0 млн рублей -- в июне 2009 года (рост в 12,2 раза по сравнению с ноябрем 2008 года).
Затем задолженность по заработной плате начала снижаться -- до 108,1 млн рублей по состоянию на 1 января 2010 года.
Рынок труда
На всем протяжении 2007-2009 годов в Иркутской области происходило постоянное и неуклонное снижение численности экономически активного населения: в 2008 году -- на 4,6 тыс человек (или на 0,4%), в 2009 году - уже на 16,2 тыс человек (на 1,3%) -- почти в 4 раза больше. Напомним, что численность экономически активного населения включает занятых в экономике и безработных. Сокращение этой категории произошло за счет смертности (в 2009 году число умерших в регионе составило почти 40 тыс человек) и за счет миграции населения (в 2009 году из Иркутской области уехало на 6,1 тыс человек больше, чем приехало).
В 2008 году безработица в Иркутской области выросла по сравнению с предыдущим годом на 6,8 тыс человек или на 6,2%. В 2009 году -- на 26,7 тыс человек или на 23,0%. В результате уровень безработицы в Иркутской области в 2009 году перевалил за психологически значимые десять процентов и достиг 10,8%, а число безработных составило 142,3 тыс человек.
Между тем, по данным Иркутскстата, в последние годы резко возрастает численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в Иркутскую область. В 2008 году этот показатель достиг 72,3 тыс человек по сравнению с 34,7 тыс человек в 2007 году, увеличившись более чем в два раза. При этом численность безработных в 2008 году в Иркутской области составила 115,6 тыс человек. В 2009 году численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в Иркутской области, сократилась на 4,9% и составила 68,7 тыс человек при численности безработных 142,3 тыс человек. Сравнение этих показателей позволяет предположить, что в Иркутской области идет процесс замещения местной рабочей силы на более "дешевых" гастарбайтеров.
Итоги
Проведенный Георгием Шаламовым анализ социальных последствий кризиса для экономики Иркутской области показывает, что по сравнению с Россией в целом, допустившей в кризисном 2009 году самое большое снижение ВВП среди ведущих стран мира (7,9%), Иркутская область снизила свой региональный валовой продукт только на 2,5%. По большому счету, можно сказать, что в Иркутской области никакого экономического кризиса не было.
Серьезным подтверждением этого является удивительно "резвое" восстановление региональной экономики в послекризисном 2010 году. По данным Иркутскстата, индекс промышленного производства в январе -- ноябре 2010 года составил 116,7% к уровню аналогичного периода 2009 года. При этом добыча полезных ископаемых выросла на 33,1%, обрабатывающее производство -- на 12%, производство и распределение энергии -- на 8,7%.
Объем работ, выполненных в строительстве, превысил 45,25 млрд рублей, прирост к показателям 2009 года -- почти 14%. Валовой региональный продукт вырос на 7,3% к уровню 2009 года.
Иными словами, экономика Иркутской области, слегка споткнувшись в 2009 году, уверенно продолжила свое поступательное движение в 2010 году темпами, по многим показателям заметно превышающими десять процентов.
Казалось бы, продемонстрированная экономикой региона устойчивость в период кризиса должна была оказать определяющее влияние на сокращение социальных потерь для населения Иркутской области. На самом деле уровень жизни населения претерпел значительные изменения негативного характера.
Независимый институт социальной политики (НИСП) провел специальное исследование, посвященное анализу проблем пространственного экономического неравенства и неравномерности регионального развития в России. Его авторы в качестве фундаментальной причины неравенства называют процесс концентрации экономической деятельности в тех местах, которые на определенном этапе развития получили конкурентные преимущества. Среди таковых выделяются факторы "первой природы" (богатство природными ресурсами, в особенности востребованными мировыми рынками, и выгодное географическое положение, снижающее транспортные издержки) и факторы "второй природы" (агломерационный эффект, высокий уровень человеческого капитала, лучшая институциональная среда), связанные с деятельностью государства и общества.
Иркутская область, обладающая гораздо более мощным кадровым и научным потенциалом, чем Красноярск, и к тому же более выгодно расположенная географически, по мнению НИСП, свой шанс стать одним из центров Сибири упустила по чисто субъективным причинам: в регионе за последние пять лет сменилось уже три губернатора. Ни один из них, по сути, так и не успел разработать долгосрочную стратегию развития и приступить к ее реализации.
К тому же федеральные холдинги, имеющие активы в этом регионе, то и дело остающиеся без должного "присмотра", совершенно распоясались и попросту стали "выкачивать" отсюда прибыль, не слишком обременяя себя социальными обязательствами и заботой об экологии. Это классический пример экономики колониального капитализма.
В итоге при высокой урбанизации и повышенных доходах населения, занятых в экспортных отраслях, аналитики НИСПа отмечают в регионе проблемное состояние здоровья населения и низкие показатели продолжительности жизни, в том числе из-за высокой загрязненности окружающей среды, а также низкое качество жилищного фонда и минимальные инвестиции в развитие социальной сферы.





SIA.RU: Главное