Новости

«Маркетинг – это выйти замуж по расчету, а PR – по любви» – Александр Откидач

Александр Откидач, медиаэксперт:

– Недавно на одном из мероприятий с коллегами из Бурятии обсуждали роль PR-инструментов в их бизнес-процессах. Тема сложная, но если упростить, то задача маркетинга и рекламы – купить здесь и сейчас, потому что это выгодно. Например, выпечка со скидкой 20% после 20:00 – это понятный маркетинговый ход. Выпечка уже несвежая, завтра ты ее не продашь (ну, я надеюсь на это), а клиент, например, хочет сэкономить. Я знаю несколько рестораторов, которые так скармливали вечером местным жителям и салаты, и закуски, и выпечку.

Но есть и минус у этой истории: эти покупатели уже не купят утренний круассан. То есть маркетинговая акция в данном случае имеет очень четкие границы и основана на конкретной выгоде и пользе для конкретного клиента.

Инструменты PR же в основном направлены на создание отношений между покупателем и заказчиком. Нет задачи продать здесь и сейчас. Есть задача войти в сердце клиента и остаться там настолько долго, насколько это возможно. Наверняка каждый из вас знает истории, когда мы прощаем какие-то мелочи друзьям или любимым брендам. Потому что лояльность настолько высока, что мелочи не смогут подпортить общее впечатление. Маркетинг – это выйти замуж по расчету, а PR – по любви!

Поэтому в компаниях функции маркетинга и PR должны быть разделены. Невозможно одному человеку думать одновременно про продажи и увеличение лояльности. Эти задачи часто конфликтуют друг с другом.

Кроме этого, в жизни любого человека, блогера или компании бывают черные дни. Неважно, кто виноват, но у тебя появляются недовольные клиенты, хейтеры. В век очень быстрого интернета важно принять эффективное решение и потушить конфликт как можно быстрее. Это задача PR.

Однажды у России и Турции случилось обострение отношений. Один иркутский ресторан не послушал моего совета и решил уволить своего турецкого шеф-повара. Это было неверное решение. Общество не поняло, за что пострадал хороший турок, к тому же хороший повар. Ресторан пришлось очень скоро закрыть. То есть маркетологи сделали отличный ресторан, но одно PR-решение убило все достижения.