Новости

С 1 января 2025 года в России начнутся продажи полисов долевого страхования жизни

2025-й год  станет последним годом продаж успешного и маржинального ИСЖ. На смену ему вот-вот придет новый продукт — долевое страхование жизни.

Долевое страхование жизни, как и ИСЖ, объединяет в себе страховой и инвестиционный продукты. «Указанный вид страхования представляет собой аналог распространенного на зарубежных страховых рынках unit-linked-продукта и включает одновременно предоставление страховой защиты и возможность инвестирования части уплаченной страховой премии в выбранные страхователем паи и получения инвестиционного дохода»,— указывается в пояснительной записке к законопроекту, которым вводится инструмент долевого страхования жизни.

Разница в том, что ИСЖ не предполагает участия страхователя в выборе инвестиционных инструментов. Кот в мешке, которого сейчас покупают клиенты в рамках ИСЖ, в ДСЖ превращается в инвестпортфель, сформированный по их собственному вкусу из паев открытых паевых инвестиционных фондов (ОПИФ). Их выбор, комбинация, калибровка портфеля становятся прерогативой страхователя. На него же ложатся и рыночные риски, которые в классическом ИСЖ несет страховщик, а не его клиент. Более высокий риск, как предполагается, будет сопровождаться более высоким вознаграждением.

Технически все операции по управлению портфелем паев будет осуществлять либо сам страховщик (если получит дополнительную лицензию управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами), либо УК, которой он передаст средства клиентов в доверительное управление (в этом случае можно обойтись и без новой лицензии). В любом случае распоряжения о совершении тех или иных операций страхователь будет адресовать своему страховщику.

Почему инвестиционное меняется на долевое? Инвестиционное страхование жизни, хоть и растет высокими темпами, зарекомендовало себя не лучшим образом: с 2018 года регулятор ведет борьбу с мисселингом, очень часто сопутствующим продажам полисов ИСЖ.

Основной проблемой ИСЖ стала выгодность его продаж для банковских служащих, работающих со страховыми компаниями по агентской схеме. 

Авторы законопроекта взяли пример с упомянутого в записке к законопроекту о долевом страховании жизни unit-linked-страхования (UL). Такие продукты появились в начале 70-х в Западной Европе (во Франции и Германии), достигнув расцвета накануне финансового кризиса 2008 года.

Однако российское ДСЖ не полностью копирует UL. При общем внешнем сходстве у систем есть и существенные различия. «На Западе они (продукты UL) управляются страховой компанией, и в таком продукте не говорится о собственности страхователя на имущество паев,— объясняет старший вице-президент, руководитель блока “Управление благосостоянием” Сбербанка Руслан Вестеровский.— По закону о ДСЖ, который вступает в силу с 1 января 2025 года, деньги, вложенные в продукт, делятся на две части: страховую и инвестиционную. Страховая часть находится в собственности страховой компании, а инвестиционная — у клиента». При этом инвестиционной частью может управлять как страховщик, так и УК, страховой — всегда страховая компания. Соотношение долей внесенных страхователем средств в ДСЖ ожидается единым для всех клиентов, напоминают в пресс-службе «АльфаСтрахование-Жизнь»: 99,9% составит инвестиционная часть и 0,1% — страховая.

В текущей редакции закон ограничивает круг активов паями открытых паевых инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ), причем последний инструмент становится доступен при взносах от 10 млн руб., напоминает генеральный директор СК «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников. Большинство же иностранных UL-программ, продолжает директор по сберегательным продуктам СК «Росгосстрах Жизнь» Борис Борзунов, фактически являются аналогами брокерского счета, на который можно переводить разные активы, в том числе акции и облигации. 

 

Мария Серебрякова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное