Численные расчеты Центра макроэкономического анализа и долгосрочного прогнозирования (ЦМАКП), посвященные влиянию изменений налоговой системы, близки к оценкам Минфина: дополнительные поступления от НДФЛ в центре оценивают в 0,54 трлн руб. в 2025 году и в 1,72 трлн за три года (в Минфине — в 0,53 трлн и 1,4 трлн соответственно); повышение налога на прибыль даст 1,64 трлн руб. в 2025-м и 5,61 трлн руб. за три года (Минфин ждет 1,6 трлн руб. и 5 трлн руб.); сборы НДС вырастут на 0,39 трлн руб. за первый год и на 1,31 трлн за три (0,35 трлн и 1,1 трлн соответственно); рост акцизов и НДПИ добавит бюджету 190 млрд руб. в 2025-м и 740 млрд руб. за три года (Минфин ждет 170 млрд и 570 млрд руб.). Отличия от ожиданий Минфина в центре объясняют предположениями об опережающем официальные прогнозы росте ВВП.
Основными же эффектами растущего государственного перераспределения доходов, по предположениям ЦМАКП, должны стать экономический рост за счет расширения конечного потребления государства — на 2 п. п. в год и на 6,1 п. п. за трехлетку. Поддержку ему окажет снижение нормы сбережения и рост нормы потребления населения (авторы ссылаются на практически полное отсутствие сбережений у низкодоходных групп населения и предполагают, что полученные новые доходы также будут полностью потрачены, что даст заметный рост совокупного спроса). Дополнительный прирост реальных зарплат оценен ЦМАКП в 1,6% за три года (в силу кадрового дефицита и конкуренции за работников), что даст рост реальных располагаемых доходов населения на 0,1 п. п. за три года и увеличит потребление населения на 0,2 п. п. за тот же период.
Читайте также:
У тех же, за чей счет будет достигнут этот эффект, предполагается «снижение динамики предпринимательских доходов и торможение частных инвестиций». Последнее авторы оценивают в половину допдоходов от повышения налога на прибыль (2,3 трлн руб. за три года). «В сторону снижения инвестиционной активности будет действовать уменьшение объема ресурсов для инвестиций вследствие повышения налога на прибыль предприятий. С другой стороны, ухудшения инвестиционного климата не ожидается. Кроме того, заметного влияния на реализацию уже начатых инвестиционных проектов изменение налогового законодательства не повлечет»,— отмечают аналитики. В качестве обоснования роста ВВП в таких условиях используется предположение о том, что сумма выбытия частных инвестиций на три четверти замещается государственными, и в итоге «суммарно за 2025–2027 годы накопленное уменьшение темпов прироста капвложений… составит умеренные 1,2 п. п. (чуть менее 0,4 п. п. в год)».
Олег Сапожков