Официальное сообщение Минэнерго о продлении запрета на экспорт бензина на август—октябрь не успокоило биржевой рынок: цены 31 июля продолжили рост.
Правительство приняло «принципиальное решение» о продлении запрета на экспорт еще на сентябрь—октябрь, сообщил первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин. Решение о продлении запрета на экспорт бензина, который был приостановлен с 20 мая по июль и возобновляется с августа, принято на фоне того, что нефтекомпании в июле так и не смогли существенно нарастить производство бензина относительно июня в среднесуточном эквиваленте. Предполагается, что в августе будет наблюдаться пиковый спрос на топливо, что провоцирует риск роста цен на бензин.
Несмотря на решение продлить эмбарго до октября, биржевые котировки бензина 31 июля продолжили расти. Аи-92 и Аи-95 подорожали на СПбМТСБ на 1,5% и 0,7%, до 55,7 тыс. руб. и 72,7 тыс. руб. за тонну. Стоимость Аи-95 еще на прошлой неделе обновила максимум этого года.
Читайте также:
Весь производимый бензин Аи-95 поставляется на внутренний рынок, поэтому экспортное эмбарго не приведет к возникновению новых объемов для рынка, который испытывает дефицит на фоне роста потребления этой марки топлива. Это означает, что если нефтекомпании существенно не нарастят производство Аи-95, то стоимость бензина продолжит расти вопреки экспортному эмбарго.
Собеседники “Ъ” считают, что проблема с недостатком Аи-95 носит «системный характер» и едва ли ее удастся решить до осени. Рост цен чреват тем, что независимые АЗС могут продолжить наращивать убытки при продаже Аи-95 в условиях сдерживания стоимости топлива на заправках в пределах инфляции.
Запрет на экспорт в первую очередь призван дать сигнал НПЗ, что правительство намерено действовать жестко для насыщения внутреннего рынка, стабилизации оптовых цен и ограничения роста розничных цен, считает управляющий партнер «Пролеума» Максим Дьяченко.
Дмитрий Козлов, Евгений Зайнуллин