В ЦБ считают, что раскрутить маховик инфляции легко, а затормозить — несравнимо сложнее.
Центробанк может повысить ключевую до 20% и выше, если останутся сомнения в том, что инфляция замедляется, заявил зампред Банка России Алексей Заботкин. Среди других причин он назвал дополнительные проинфляционные риски.
«Если в предстоящие месяцы у нас останутся сомнения в том, что инфляция замедляется, а инфляционные ожидания граждан и бизнеса — снижаются в достаточной мере и с достаточной скоростью, чтобы в 2025 году инфляция вновь была 4%»,— ответил господин Заботкин «Российской газете» на вопрос, при каких условиях ставка может быть повышена до 20% и выше.
Среди дополнительных проинфляционных рисков, которые могут оказать влияние на ставку,— значительное ухудшение внешних условий, падение экспорта России или сокращение возможностей получения импорта.
Господин Заботкин отметил, что торможение инфляции происходит постепенно. Чтобы новый уровень процентных ставок повлиял на потребителей, бизнес, кредит и спрос необходимо 3–6 кварталов. Поэтому «основной эффект от ранее принятых решений» ЦБ в полной мере проявится во второй половине 2024 года.
Читайте также:
Зампред Центробанка назвал заблуждением то, что «можно разменять более высокую инфляцию на дополнительный рост экономики». По его мнению, при высоких темпах роста цен вкладчики и инвесторы будут требовать более высокие депозитные ставки, что перенесется в высокие ставки по кредитам. Поэтому доступность долгосрочного кредита при высокой инфляции «будет, в конечном счете, меньше, чем при низкой». В долгосрочной перспективе это не ускорит рост экономики, а затормозит его, считает господин Заботкин. «Мировой опыт показывает, что раскрутить маховик инфляции легко, а затормозить — несравнимо сложнее. Поэтому мы повторяем, что устойчивый рост экономики купить ценой высокой инфляции невозможно»,— добавил он.
Леонид Уварчев