Новости / Деньги

«Бедные в кавычках»: эксперт ВШЭ рассказал о российском феномене

У российских властей пока недостаточно данных об источниках формирования и параметрах платежеспособного спроса в экономике страны, заявил бывший ректор, а ныне научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. В качестве примера одного из «пробелов» в поле зрения властей он назвал феномен «бедных в кавычках» — это взрослые дети обеспеченных родителей, живущие за их счет.

Господин Кузьминов поднял эту тему на семинаре «Оценка доходного неравенства населения России на основе объединения данных выборочных обследований доходов населения и налоговой статистики», передает РБК. По словам научрука ВШЭ, государству иногда приходится выстраивать политику в разных сферах «вслепую» из-за невозможности спрогнозировать изменение спроса высокодоходных домохозяйств, который считают «двигателем экономики».

Он назвал три направления донастройки статистики высокодоходных групп населения в России:

  1. Учет «помощи родственников» в ситуации с «мало зарабатывающими детьми богатых родителей». Они, по мнению экономиста, по расходам и по своему типу относятся к группе наиболее обеспеченных граждан, составляющих 10% населения, но в доходной статистике учитываются «как люди совершенно бедные, не получающие доходов или получающие очень ограниченный доход». Он отметил, что в России это распространено «гораздо больше, чем в Европе или США».
  2. Скрытое потребление корпораций. Ярослав Кузьминов отметил, что корпоративные траты на частное потребление остаются «невидимыми для статистики». По его оценке, масштаб таких «командировочных расходов» в рамках отдельных компаний может составлять миллионы рублей в год, но они учитываются в статистике «крайне грубо» и чаще относятся к производственным расходам. Из-за этого, в частности, сложно выстраивать меры господдержки отдельных отраслей.
  3. Натуральное хозяйство. Оно, по мнению эксперта, «имеет свойство в какой-то момент менять форму и выходить на рынок», поэтому нужно учитывать группу людей, к которым это относится, и те условия, при которых рыночный спрос на соответствующие продукты и услуги поменяется.

Лаура Кеффер


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное