Новости

Новая налоговая реальность: в 2025-м бизнесу и гражданам придется платить государству больше

Проведенная в 2024 году реформа стала крупнейшей перестройкой налоговой системы за два десятилетия — нововведения почувствуют на себе и граждане, и индивидуальные предприниматели, и малый, и крупный бизнес.

Импульсом стало послание президента Федеральному собранию, когда было заявлено о необходимости модернизации налоговой системы — перехода к более «справедливому распределению налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы» и снижения нагрузки на семьи, в том числе за счет вычетов (см. «Ъ» от 29 февраля). После этого начались концептуальные дискуссии — что же считать справедливой налоговой системой и как она может быть устроена.

В итоге была принята пятиступенчатая шкала НДФЛ вместо двухступенчатой (13% для всех и 15% при доходах свыше 5 млн руб. в год).

Для доходов до 2,4 млн руб. в год (200 тыс. руб. в месяц) сохранится ставка 13%, выше — вступят в силу повышенные ставки на суммы сверх этой «базы» — вплоть до 22% (см. «Ъ» от 29 мая). Для семей с двумя и более детьми и доходами ниже полутора прожиточных минимумов на человека вводится вычет из НДФЛ в размере 7%.

В Минфине заверяли, что рост ставок коснется лишь 3% плательщиков НДФЛ, однако реакция на новую шкалу была неоднозначной — повышение ощутят представители среднего класса и высокооплачиваемые специалисты (из-за инфляции и роста зарплат пороги прогрессии уже воспринимаются немного иначе). К тому же изменения для граждан налогами не ограничились — выросли и госпошлины, как за решение вполне бытовых вопросов, так и за обращение в суд.

Рост налоговой нагрузки для бизнеса — более глобальный. Прежде всего за счет весьма ощутимого повышения налога на прибыль — с 20% до 25%.

Для малого бизнеса расширяются пороги применения упрощенной системы налогообложения при одновременном введении необходимости уплаты НДС при доходах свыше 60 млн руб.

Бюджет в 2025 году ждет от реформы дополнительные 2,6 трлн руб.

Будет ли выполнен этот план — пока сказать трудно. Во многом результат будет зависеть от эффективности налогового администрирования. Среди возможных рисков — переход работников на серые зарплаты, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми (при наличии статуса ИП это позволяет платить налоги по ставке 6%), «маскировка» зарплат через выплату дивидендов (по ним максимальная ставка равна 15%). В целом в Федеральной налоговая службе (ФНС) уже заявляли, что несмотря на усложнение налоговой системы, готовы ее администрировать — в некотором смысле «пилотом» послужило введение второй ставки НДФЛ в 15% в 2021 году.

Массив данных, которым располагают налоговики, видимо, позволит им увидеть существенные изменения в порядке выплате зарплат отреагировать на это.

Хотя принятие изменений было довольно быстрым, за прошедшие после этого полгода экономическая ситуация как минимум не улучшилась: темпы роста ВВП снижаются, ключевая ставка растет вместе с инфляцией, дефицит рабочей силы не исчезает, санкции множатся. Как это скажется на показателях компаний, будет ли у них прибыль, с которой предстоит платить повышенный налог,— вопросы открытые.

«Серым пятном» остается реализация положений об амнистии при дроблении бизнеса — о «прощении» налогов и штрафов за 2022–2024 годы в случае отказа от таких схем оптимизации. Эти нормы были одними из самых критикуемых в налоговом «пакете» из-за многочисленности вопросов к новому механизму.

Евгения Крючкова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/