Декабрьское 2024 года заседание совета директоров Банка России вынудило аналитиков пересмотреть свои прогнозы по ключевой ставке на следующий год. 20 декабря регулятор принял решение сохранить ставку на уровне 21%, что шло вразрез с ожиданиями аналитиков и прогнозами самого регулятора. В октябре, после решения повысить ставку с 19% до 21%, ЦБ поднял прогнозный диапазон средней ключевой ставки до конца года до 21–21,3%. В рамках данного прогноза допускалось еще одно повышение в конце года до 22% или 23%. На фоне ускорившейся в последние недели ушедшего года инфляции и жестких заявлений представителей регулятора большинство аналитиков ждало в декабре повышения ставки до 23%. Некоторые не исключали и более существенного подъема до 24–25%.
Как показали комментарии регулятора по итогам декабрьского заседания, с одной стороны, рынок переценил значимость текущих данных по инфляции и недооценил роль снижающегося потребительского кредитования.
Несмотря на неожиданную паузу, взятую на декабрьском заседании ЦБ, и сместившиеся акценты с инфляции на кредитование, аналитики советуют не исключать повышения размера ключевой ставки или сохранения ее на текущем уровне длительное время.
Читайте также:
В таких условиях в начале 2025 года участники рынка не исключают того, что цены на облигации могут скорректироваться в преддверии важных геополитических событий, намеченных на третью декаду января (инаугурация Дональда Трампа). Как считает управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич, долю ОФЗ с постоянным купоном срочностью от десяти лет не рекомендуем увеличивать более 20% долгового портфеля. По его мнению, доля корпоративных флоатеров (облигации с переменным купоном) в условиях высокой неопределенности должны оставаться основой облигационного портфеля (50-60%). Даже в случае реализации плавного снижения ключевой ставки в 2025 году, как считает господин Грицкевич, средняя доходность флоатеров останется привлекательной и массового перетока инвестиций в облигации с фиксированной ставкой не ожидается.
Наравне с флоатерами в портфеле должны быть и валютные замещающие облигации.
По словам руководителя отдела управления бумагами с фиксированной доходностью УК «Первая» Антона Пустовойтова, такие бумаги предлагают возможность для российских инвесторов, ориентированных на валютную диверсификацию, зафиксировать двузначный уровень доходности. В настоящее время доходность таких облигаций в валюте составляет 10–12% годовых. И в условиях возможного ослабления курса рубля в 2025 году инструмент выглядит привлекательным. Как считает Дмитрий Грицкевич, на такие инвестиции можно выделить 20–40% долгового портфеля.
Виталий Гайдаев