-- Ритейлеры в России существуют в условиях продовольственного эмбарго почти два месяца. Как бы вы охарактеризовали этот период?
-- Если коротко, то бардак. В очень короткое время мы вынуждены делать довольно много бумажной работы. Пришлось бросить на это дополнительные силы, отменить отпуска сотрудников. С точки зрения покупателя полки становятся другими. Потребители начинают к ним привыкать. Пока количество клиентов не снижается, а даже прирастает ввиду высокого сезона. В чеках наблюдается синусоида -- то больше позиций, то меньше. Покупатель пробует: у него забрали привычную потребительскую корзину. Немного нервозная ситуация.
-- Какую долю в вашем обороте составили продукты, попавшие в санкционный список?
-- В обороте не могу сказать. В количестве товарных позиций -- 12%.
-- Как вы замещаете продукты, которые попали под эмбарго? Какую долю удалось заместить?
-- Это постоянный процесс. Часть импортной продукции уже приехала, часть еще нет. Какие-то страны, не попавшие под санкции, получают сертификацию. Тем более мы пока только пробуем новую продукцию, выбираем. Ротация будет довольно долго продолжаться. Думаю, до декабря мы управимся.
-- Вы оговорились, что готовы остаться без яблок. У вас уже есть понимание, какие товары могут стать дефицитными?
-- Я так и знал, что вы за это зацепитесь. У нас нет ни одной категории, которая может исчезнуть полностью. Некоторые бренды могут уйти. Устриц раньше могло быть девять видов, а теперь будет только три. Например, устрицы сорта "фин де клер" запрещены к ввозу.
-- Будет ли скачок цен, когда закончатся запасы у поставщиков?
-- Когда закончатся запасы, уже появятся новые поставки. Я не исключаю точечного спекулятивного роста, скажем, на последнюю головку пармезана. Мы вначале получали много уведомлений о росте цен на 70%, причем зачастую от российских поставщиков. С ними приходилось прощаться. Сейчас все успокоились. Сегодня происходит экономически обоснованный рост -- логистика поменялась, доллар подорожал. Факторов много, удержать цены полностью невозможно.
-- У вас есть понимание, как дальше будут расти цены, пусть даже обоснованно? Быстрее инфляции?
-- Даже государство уже признало, что продуктовая инфляция в этом году будет минимум 12%.
-- Это критично?
-- Любое повышение цен ослабляет покупательскую способность. А продовольствие составляет достаточно большой процент в структуре расходов населения. Думаю, ситуация будет аналогичной кризису 2008 года, когда потребители из средних супермаркетов переместятся в дискаунтеры.
"Потребитель пока не особо стремится экономить"
Как ритейлеры и производители справляются с санкциями
Сейчас судьба российского рыбного рынка решается на железнодорожных путях




SIA.RU: Главное

