Ногтевому бизнесу кризис не страшен. Женщина может лишить себя многих удовольствий, но от хорошего маникюра не откажется ни при каких обстоятельствах: как говорила неподражаемая Коко Шанель, «руки – это визитная карточка женщины». Как открыть бизнес в ногтевой сфере и выдержать бешеную конкуренцию? Когда самое удачное время для старта? Почему мастеру нужно быть психологом и как найти «своего» клиента? Рецептом успешного ногтевого бизнеса делится Оксана Карасева, директор ногтевой студии «Avenue, 11».
Первоначальный капитал: от нуля до миллиона
Нет желания – нет успеха, таков закон ногтевого бизнеса. Именно понимание того, что маникюр, моделирование и дизайн ногтей – ваша стихия, должно служить отправной точкой для старта своего дела, убеждена Оксана Карасева.
По словам нашей собеседницы, в целом ногтевой бизнес – не капиталоемкий, однако денежный вопрос напрямую зависит от формата, в котором мастер планирует оказывать свои услуги. Основных вариантов – три.
В 80% случаев мастера маникюрного дела отправляются в салоны и парикмахерские, где берут маникюрный стол в аренду (500-1000 рублей в день) или же работают на процентах – получая 30-40% от стоимости оказанных услуг. Преимущество такого формата – минимум затрат (в случае аренды) или вовсе их отсутствие (в случае работы на процентах): парикмахерская или салон предоставляют все необходимое оборудование и расходные материалы.
Если же у мастера нет желания «работать на дядю», можно рассмотреть вариант маникюрного кабинета: четыре-пять мастеров вскладчину снимают помещение в аренду и работают каждый сам за себя. «В среднем аренда кабинета обходится в 30 тысяч рублей в месяц, то есть 6 тысяч на человека. Это очень дешево, – говорит Оксана Карасева. – Но в этом случае нужно закупать свои материалы и оборудование. На это потребуется не менее 20 тысяч рублей. Одна баночка цветного гель-лака может стоит 4 тысячи рублей, а лампа для сушки ногтей обойдется в 5,5 тысяч».
Высший пилотаж ногтевого бизнеса – открытие собственной студии. Но это уже огромные вложения: на установку одной только вентиляции в студии может уйти до 300 тысяч рублей.
«Аренда, ремонт, оборудование, обучение мастеров – на все нужно будет потратиться. Кроме того, студия должна предлагать клиенту богатый выбор, десятью баночками лака не обойдешься. У меня в студии 400 лаков, 200-300 гелей. Клиенту нужно разнообразие», – делится Оксана Карасева.
Место: конкурентов не бояться, клиента – искать
Выбор месторасположения ногтевой студии или маникюрного кабинета напрямую зависит от потенциального клиента. «Поэтому первое, что нужно сделать, – определиться, с кем вам будет комфортнее всего работать, составить портрет своей аудитории. Ведь мастер – он еще и собеседник, и психолог по совместительству. Если вам 50,трудно быть на одной волне с клиентками-студентками», – поясняет наша собеседница.
Определившись с потенциальным клиентом, нужно задать себе вопрос: где он «обитает»? И уже исходя из этого искать подходящее помещение. Если вы нацелены на молодежь, смело открывайтесь неподалеку от университетов и школ. Если рассчитываете привлечь женщин постарше, отправляйтесь в торгово-офисные центры, и в обеденный перерыв у вас не будет отбоя от желающих сделать красивый маникюр. И не стоит бояться конкурентов: если вы уверены в качестве своей услуги, ваш клиент будет с вами.
«Анализ бизнеса конкурентов поможет вам в вашем собственном деле. Перед тем как открыться, посмотрите на своих коллег: кто их клиент, какие услуги они предлагают, по каким ценам. Имея представление о конъюнктуре рынка, вы сможете скорректировать свой бизнес-план. Предложите то, чего нет у конкурентов, – и вы будете на коне», – советует Оксана Карасева.
Открытие: «урожайный» Новый год и маркетинговые «фишки»
Как и в любом бизнесе, в ногтевой сфере многое зависит от успешного старта. «Если у мастера золотые руки, то ему можно хоть 1 января открывать свое дело – и клиенты не заставят себя ждать», – смеется директор «Avenue, 11». Однако, по ее словам, в ногтевой индустрии есть два наиболее выгодных для открытия периода – перед Новым годом и 8 марта. В праздники женщины хотят выглядеть особенно красивыми – самое время предложить им свою услугу.
«Это не значит, что открываться нужно именно в декабре. Для того чтобы наработать клиентуру, нужен месяц-два. В это время имеет смысл использовать различные маркетинговые ходы: скидка на первый месяц, дизайн в подарок. Такие ‘фишки’ могут сыграть большую роль в привлечении клиентов на старте. Но самое главное – отличное качество услуг и хороший сервис. В этом случае клиент не просто придет, но и останется с вами на долгие годы», – делится Оксана Карасева.
Услуги и цены: уникальное предложение и золотая середина
Спектр услуг, предлагаемых маникюрным кабинетом или ногтевой студией, может быть совершенно разным: можно хорошо и качественно оказывать какую-то одну услугу, например, моделирование ногтей, можно «брать» клиента разнообразием, предлагая маникюр, классическое наращивание, покрытие гель-лаком, дизайн.
«На старте можно ориентироваться на услуги, предлагаемые конкурентами, но обязательно нужно придумать какую-то свою ‘изюминку’: может, это будет колорирование ногтей, платиновый или золотой маникюр. Со временем вы поймете, какие услуги пользуются большим спросом у вашей аудитории, и сможете сконцентрироваться на них. Моей студии уже 11 лет, я периодически ввожу какие-то новинки, но, как показывает практика, клиенты, в основном, ходят за стандартными услугами», – рассказывает директор «Avenue, 11».
По ее словам, особое внимание стоит уделять ценовой политике.
Цена услуги зависит от трех основных факторов: цена конкурентов, себестоимость услуги и возможности целевой аудитории (домохозяйка и бизнес-леди готовы пожертвовать на маникюр разные суммы).
«Нужно просто найти золотую середину, – говорит Оксана Карасева. – Например, назначить цену, как у конкурентов, но предложить скидку».
Расходы: аренда, налоги, материалы
Основными расходами ногтевого бизнеса являются аренда помещения (приобретение в собственность – удовольствие не из дешевых), налоги, покупка качественных расходных материалов. По мнению Оксаны Карасевой, не стоит вкладывать большие деньги в «крутой» ремонт (если у вас не студия премиум-класса): клиента интересует, прежде всего, качество услуги, а не цвет стен и интерьерные решения.
Смело можно вычеркнуть из статей расходов и пункт «Реклама». На старте для привлечения клиентов можно раздать календарики и визитки, а дальше – если вы хорошо оказываете свои услуги – «сарафанное радио» сделает свое дело и сработает куда эффективнее традиционных баннеров и макетов. Настоящей находкой для ногтевого бизнеса является и размещение портфолио в соцсетях: затрат никаких, а эффект отличный.
«К хорошим видам рекламы я отношу и имиджевую, – отмечает наша собеседница. – Это участие в различных чемпионатах, конкурсах. Ты растешь и развиваешься, а твои клиенты испытывают гордость за то, что обслуживаются у такого профессионала».
Не стоит, по мнению Оксаны Карасевой, скупиться и на профессиональный рост сотрудников. Ногтевая индустрия стремительно меняется, и нужно всегда идти в ногу со временем, поэтому обучение мастеров должно быть в приоритете.
Угрозы: валютные сюрпризы и новые услуги
Держать руку на пульсе и следить за изменениями рынка наша собеседница рекомендует особенно настоятельно. «Несколько лет назад появилась услуга моделирования ногтей: те мастера маникюрного дела, которые вовремя не смекнули, что нужно овладеть этой новой специальностью, попросту остались не у дел», – вспоминает Оксана Карасева.
Тенденцией последних лет стало покрытие ногтей гель-лаком. Эта услуга может заменить классическое моделирование, не решая, правда, проблему эстетики (изменить, например, форму ногтей или убрать неровности ногтевой пластины не получится). Однако гель-лак пользуется спросом, благодаря скорости и более низкой цене услуги, и игнорировать ее – значит, терять клиента.
Не стоит сбрасывать со счетов и макроэкономические факторы: «Если вы работаете на импортных материалах, введение санкций, валютные колебания напрямую влияют на себестоимость ваших услуг. Советую стремиться к импортозамещению. Наша компания работает на материалах российского производства, и мы чувствуем себя увереннее».
В целом же, по словам Оксаны Карасевой, кризиса в ногтевом бизнесе бояться не стоит: женщина может сэкономить на еде и развлечениях, но ногти – это святое.
Анна Масленникова,
Газета Дело
Компания «Avenue, 11»– на рынке Иркутска с 2003 года. Основными направлениями деятельности являются: ногтевая студия, сеть профессиональных магазинов расходных материалов для ногтевого сервиса и парикмахерского искусства, тренинговый центр по моделированию и дизайну ногтей.