Власти Иркутской области объявили войну нелегалам, заполонившим рынок такси в крупных городах региона. Попытка федеральных властей вывести таксомоторные компании из «тени» провалились еще несколько лет назад. Таксисты повально отказались получать лицензии, прикрываясь дырами в законодательстве, против принятия изменений в которое поначалу протестовали, а после успокоились, быстро сообразив, что можно продолжать жить, не обращая на них внимание. К тому же закон о такси стал совсем не актуален, когда Приангарье вслед за соседними регионами охватила «зараза» набиравших стремительную популярность служб заказа таксомоторов. Известные на всю Россию операторы, такие как «Максим» и «Везет», дали возможность «бомбить» любому желающему, в результате чего резко уронили цену проезда и фактически захватили этот рынок, вопрос легализации которого окончательно ушел в небытие.
— Три года назад в Иркутске было примерно 30 компаний, которые держали собственный автопарк или нанимали на работу водителей со своими машинами. Сегодня их осталось 5-7, — рассказала «МК Байкал» руководитель иркутского такси «Мигом» Евгения Шороп, которая ранее занимала должность председателя некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси», прекратившего свое существование. —
Куча фирм ушла, потому что не выдержала натиска со стороны служб заказа, занявших нишу беззакония. В этих службах работает один офис на всю страну, один бухгалтер на несколько городов, нет медиков и механиков. Они в глаза не видели своих водителей, не знают, пьяные они, под наркотиками или только вышли с зоны.
В результате большинство преступлений сейчас происходит на известных федеральных сетях такси.
Губительное безвластие
По мнению министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, бардак на рынке такси начался после отмены разрешений на эту деятельность в 2005 году. Требование о получении лицензий вернули в 2011-м со вступлением в силу федерального закона № 69. Однако рынок за это время безвозвратно изменился. «В 2005-м руководители иркутских служб такси были против отмены лицензирования, но пять лет безвластия поменяло их образ мышления, кроме того, на рынок зашли те, кто не понимает его организацию», — подчеркнул заместитель министра – начальник управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта министерства Андрей Никитин.
К желающим заняться перевозкой пассажиров и багажа выдвигаются не слишком сложные с виду требования. Лицензии выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на определенное число автомобилей при наличии у них договоров на техобслуживание машин и медосмотр сотрудников. Сами водители при этом должны иметь определенный стаж. Региональные власти даже решили не обязывать таксистов красить машины в определенный цвет, что позволял им сделать федеральный закон и против чего владельцы машин в свое время особенно яро протестовали. На кузов достаточно наклеить цветографическую схему, или «шашечки».
Однако отдельные службы такси в Иркутске, работающие на этом рынке более десяти лет, до сих пор отказываются оформлять разрешения на свою деятельность. Свою принципиальную позицию перевозчики мотивируют тем, что подчиняются законодательству о перевозках пассажиров по заказу, а не регулирующему деятельность такси. «В 69-ФЗ под такси подразумевается машина, которую вы ловите на улице, и она везет вас по счетчику, — дает свою трактовку закона руководитель такси «Шесть двоек» Станислав Татарников. — То, чем мы реально занимаемся, это перевозки по заказу. Мы в нашей службе сначала принимаем звонок от клиента, после чего по этой заявке отправляем машины».
Как подчеркнул руководитель диспетчерской службы «Евротакси» Алексей Новокрещенов, заказные перевозки без лицензии вполне законны. «Поэтому перевозчики, которые с нами работают, сами решают, получить им разрешение или действовать на основании норм о перевозках по заказу», — пояснил Алексей Новокрещенов. По словам Евгении Шороп, в своей службе они убеждают водителей получать лицензии, но не все соглашаются это делать, поскольку не желают регистрировать ИП и платить налоги.
Региональные власти, впрочем, рассматривают такое избирательное отношение к закону как попытку воспользоваться его несовершенством. «Нормативный акт о перевозках пассажиров по заказу имеет некоторые нюансы — при этом виде перевозок водитель не имеет права брать деньги с пассажиров, — подчеркнул Андрей Никитин. — Более того, взимание платы по договору фрахтования с неопределенного круга лиц — это нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность. Еще об этом виде деятельности необходимо уведомлять органы государственного автодорожного надзора, чего, насколько нам известно, они также не делают».
Черный рынок для бомбил
Но и в случае, когда у водителя такси все-таки есть лицензия, которую по закону он должен предъявлять пассажиру или инспектору ГИБДД по первому требованию, она нередко оказывается попросту фальшивой. Сотрудники министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Приангарья обнаружили в регионе настоящий черный рынок продажи разрешений на деятельность такси, которые предлагаются через объявления в Интернете. По словам Андрея Никитина, недобросовестные перевозчики предлагают свои услуги по оформлению лицензий на деятельность легковых такси за 12-15 тыс. рублей в год при стоимости разрешения 780 рублей на пять лет. Одновременно идет торговля путевыми листами с проставленными отметками о прохождении медосмотра и контроля технического состояния автомобиля.
Казалось бы, для чего кому-то нужно покупать лицензию «с рук» в десятки раз дороже, чем он мог бы получить ее от государства? Как пояснил «МК Байкал» руководитель «Желтого такси» Илья Филиппенко, далеко не все водители готовы обклеивать свою машину «шашечками», проходить техосмотр и, главное, нанимать медика и механика. «В случае если человек не хочет выполнять эти условия, он покупает лицензию на черном рынке», — отметил перевозчик.
Именно такие липовые лицензии обнаружились в Иркутске у водителей, работающих на одного и того же предпринимателя, некоего Алексея Алексеева. На отсутствии предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров таксистов в феврале этого года поймали полицейские, после чего бизнесмену предписали устранить нарушения и выписали штраф. Однако через месяц инспекторы ГИБДД изъяли у водителей бланки с путевыми листами, в которых были проставлены штампы ИП Алексеева «Медосмотр пройден, техосмотр пройден, выезд разрешен».
— Это означает, что водители могли самостоятельно вписывать любую дату в путевые листы и незаконно перевозить пассажиров без прохождения медицинских осмотров и контроля технического состояния машин, — пояснил замминистра.
Чтобы привести зарвавшихся таксистов в чувство, министерство приостановило действие 206 разрешений, выданных предпринимателю на деятельность такси. Кроме этого, по словам Андрея Никитина, в ГИБДД министерством направлены данные о машинах, указанных в приостановленных лицензиях, что позволит дорожным полицейским привлекать шоферов к административной ответственности, если они продолжат незаконную деятельность.
Бесплатный входной билет
Как стало известно «МК Байкал», предприниматель Алексей Алексеев организует работу водителей через службу заказа такси «Максим». Этот сервис, впервые начавший работать в уральском городе Кургане, сегодня покрывает большинство крупных городов России. В Приангарье «Максим» работает в Иркутске, Ангарске и Братске. В этих городах через известную службу работает около 1,5 тыс. водителей, в том числе несколько юридических лиц и около десятка индивидуальных предпринимателей.
По данным министерства, никаких договоров для начала работы с «Максимом» водителям заключать не требуется. А значит, никто не обязывает их получать лицензии на деятельность такси. Тем не менее по официальной статистике за прошлый год в регионе получено 553 разрешения, львиная доля которых приходится на водителей, работающих через такси «Максим». Но, по имеющимся данным, только около трети водителей «Максима» в регионе имеют лицензии на перевозку пассажиров и багажа.
Эти данные, после того как они были обнародованы «МК Байкал», попыталась опровергнуть пресс-служба «Максима». Пресс-секретарь заверила корреспондента газеты, что все 1,5 тыс. водителей в Приангарье, принимающих заказы через эту службу такси, имеют лицензии. Однако призналась, что в «Максиме» лишь только предупреждают водителей о необходимости иметь лицензию, но не проверяют наличие или отсутствие разрешения в дальнейшем. На вопрос о том, откуда в таком случае известно о наличии лицензий у всех водителей в регионе, работающих через службу, пресс-секретарь пояснила, что это данные руководителя иркутского подразделения «Максима». Назвать его имя она отказалась.
У сотрудников министерства, исследовавших этот рынок, иное представление о законности деятельности водителей «Максима». «Человек выезжает на работу или в соседний город, включает телефон и начинает предоставлять услуги такси, становясь, по сути, нелегальным перевозчиком. Такая возможность теперь есть у каждого жителя, — объяснил Андрей Никитин. — Служба заказа позиционирует себя как информационная и не несет ответственность ни за техническое состояние автомобиля, ни за здоровье водителя. Нелегала, конечно, может остановить сотрудник ГИБДД, но доказать, что он берет с пассажира деньги за услугу, зачастую невозможно».
Такси умерло, да здравствует диспетчер
Между тем на рынок такси Приангарья активно заходит главный конкурент «Максима» — RuTaxi, работающее под брендом «Везет». Объявление о наборе водителей в Иркутске размещено на популярном сайте Avito. Активный захват регионального рынка всероссийскими службами заказа, по мнению министерства, создает среду неравной конкуренции между легальными таксистами с лицензиями и нелегальными, которые могут позволить себе снижать цену проезда чуть ли не до стоимости истраченного бензина. Кардинальное решение проблемы чиновники видят в изменении федерального законодательства, которое должно начать регулировать деятельность диспетчерских служб и операторов, обязав их привлекать к работе только лицензированных таксистов. Это предложение неоднократно направлялось депутатам Госдумы РФ Сергею Тену, Александру Старовойтову и Вячеславу Лысакову.
Пока федеральные законодатели медлят, в министерстве решили навести порядок на рынке такси на местном уровне, взяв на вооружение хотя бы имеющееся дырявое законодательство. Около месяца назад чиновники пригласили руководителей таксомоторных компаний на встречу, где оповестили их о своих планах. По словам Станислава Татарникова, представители министерства сообщили перевозчикам, что будут бороться с нелегалами. По мнению Алексея Новокрещенова, «все выдвинутые властями требования законны, местные службы стараются их соблюдать».
Тем не менее, как подчеркнул замминистра Андрей Никитин, изменений в деятельности таксистов после этой встречи не произошло. Поэтому теперь областные чиновники будут привлекать к устранению неравной конкуренции на региональном рынке такси Федеральную антимонопольную службу, а также возьмутся за рекламу. «Сейчас по городу ездят муниципальные трамваи с рекламой служб такси, про которые известно, что они не совсем легально и добросовестно работают, — пояснил замминистра. — Планируются также рейдовые мероприятия, использование так называемых подсадных уток. Мы должны создать условия, в которых водителям будет выгоднее получить разрешение, чем платить штраф за его отсутствие в размере 5 тыс. рублей».
Читайте также:
Однако перевозчики, попавшие под пристальное внимание министерства, уверены, что прежнего рынка такси, даже с тем уровнем легальности, который был несколько лет назад, больше не будет. С развитием мобильных технологий во всем мире и приходом таких сервисов, как американский Uber и израильский GetTaxi, а также их аналогов этот рынок изменился глобально и бесповоротно.
И таксопарки, в которых следят за машинами и водителями, становятся на нем атавизмом. «Прежнее понятие такси уходит в небытие. Понятно, что это сейчас будут пытаться сдерживать какой-то законодательной базой, — отметил Алексей Новокрещенов. — Но пройдет пять-десять лет, и люди будут заказывать машины через мобильное приложение, а водители будут через это же приложение принимать заказы, и это будет происходить массово».