Сырье и металлы последнее время демонстрируют сильную динамику вопреки росту различных рисков. От цен на металлы напрямую зависят котировки акций их производителей, в том числе таких российских компаний как Норильский никель, Русал, Полиметалл, Полюс и др.
Существуют как общие факторы восходящей динамики металлов, так и причины для роста непосредственно каждого металла в отдельности.
Сырьевой индекс
Для общей оценки товарного рынка, как правило, используют сырьевые индексы. Один из них отслеживается агентством «Блумберг» и называется Bloomberg Commodity Index (BCI). Этот индекс включает в себя цену 22 фьючерсных контрактов в семи секторах товарного рынка.
Структура индекса такова, что ни один инструмент не может иметь вес меньше 2% или более 15%.Важно то, что любой из секторов не может представлять более 33% индекса. Весовые коэффициенты рассчитываются так, чтобы отразить долю каждого товара в соответствии с его глобальным экономическим значением.
Понятно, что большую часть индекса составляют энергоносители и углеводороды. На фоне драматической ситуации с нефтяными ценами в 2014-2015 годах, индекс просел со 140 до 70 пунктов. В 2016 наступил долгожданный отскок, который сопровождался ростом не только цен на нефть, но и другого сырья, например коксующегося угля, железной руды и пр.
С июня 2017 года BCI снова продемонстрировал резкий взлет на 7%. Причем рост наблюдался не только и не столько в нефтяных котировках, сколько в ценах на металлы, драгоценные и промышленные.
Слабый доллар
Причиной такого роста сырьевого индекса стал общий фактор падения доллара к основным мировым валютам. Индекс доллара DXY потерял с конца прошлого года около 10%. Для такого инструмента это достаточно внушительная динамика. Причин для снижения спроса было несколько, в том числе и политические, связанные с Дональдом Трампом. Пока президенту не удалось реализовать главную экономическую повестку своих предвыборных обещаний. Речь идет о снижении корпоративной налоговой нагрузки с 35% до 15%, а также об облегчении регуляторной политики инвестиционного банковского сектора.
Не малый вклад в снижение доллара и рост спроса на валюты фондирования внесли геополитически риски на Корейском полуострове. Конфликт США и Северной Кореи перманентно включает режим бегства от риска. Инвесторы стремятся вернуться в валюту, в которой занимали капитал. В настоящий момент это в основном евро и йена благодаря низким процентным ставкам.
Основное же давление на доллар оказала слабеющая макроэкономическая статистика США по части инфляции. Это значительно снизило вероятность дальнейшего повышения ставки ФРС. Снижение спроса на доллар оказало чисто техническую поддержку металлам, ведь котируются они именно в этой валюте. В редких исключениях цены могут формироваться в азиатском регионе. Но даже в этом случае через динамику курсов валют товарный рынок получил значительную поддержку.
Низкие инвестиции в отрасль
Но падению доллара с начала этого года предшествовали несколько лет его укрепления. Именно тогда, в совокупности с перепроизводством сырья и некоторых металлов, цены на товарном рынке пошли вниз, вызывая вполне оправданное сокращение капзатрат отдельных компаний и инвестиций в сектор в целом.
Бурный рост производственных мощностей после кризиса 2008 года и до 2013 года был инициирован на почве понимания стойкости и потенциала развития так называемых «азиатских тигров». Это развивающиеся экономики азиатского региона во главе с Китаем. Китайская экономика во время кризиса 2008 года не потеряла ни процента ВВП.
Однако в 2013 году экономисты рапортовали о снижении потенциала роста развивающихся регионов. Это было подкреплено замедлением макроэкономических показателей КНР, оттоком капитала, девальвацией юаня. Это, в свою очередь, вызвало еще большие проблемы с деловым доверием, инвестиционной активностью и т.д. Заговорили о «жесткой посадке» Китая, крупнейшего потребителя металлов и сырья.
В результате переизбытка производственных мощностей, дорогого доллара и ожидания «жесткой посадки» крупного потребителя цены палладия в 2014-2015 годах снизились на 50%, платины - на 45%, меди - на 40%, никеля - более чем на 50%. Золото опускалось до уровня себестоимости производства в развитых регионах – ниже $1000 за унцию.
Бизнес отреагировал на снижение цен основной продукции сокращением инвестиций, закрытием неэффективных производств, что и повлекло за собой, в совокупности с другими факторами нынешний ценовой отскок.
Рост развивающихся экономик
Но ожидания «жесткой посадки» экономики Китая или, хуже того, нового азиатского кризиса не оправдались. Власти КНР справились с переходным процессом, рапортовали о так называемой «новой нормальности», подтверждая плавное замедление роста экономики до 6-7% в год. При этом правительство активизировало поддержку промышленного производства новыми государственными инфраструктурными заказами. Тогда и родились Банк азиатских инфраструктурных инвестиций (AIIB) и проект нового «Шелкового пути». Конъюнктура на рынке металлов снова изменилась в пользу производителей.
Если говорить еще об одной стороне поддержки цен на металлы, стоит упомянуть динамику роста развивающихся экономик в целом, и в частности азиатских. Согласно последним данным Китайский ВВП во втором квартале вырос год к году (г/г) на 6,9%, индийский на 5,7%. Экономика Индонезии, Филиппин, Малайзии и Вьетнама растет на 5%, 6,5%, 5,8% и 6,2% соответственно.
Развивающиеся страны сейчас являются основными потребителями промышленных металлов. На динамику их цен могут повлиять статистические данные из этих стран. Больше всего рынок реагирует на данные по активности в производственном секторе Китая. С начала этого года промышленное производство КНР демонстрирует устойчиво растущую тенденцию.
Развитые экономики
Не стоит забывать, что развитые рынки благодаря массивным программам поддержки экономики со стороны Центробанков также демонстрируют солидные темпы роста. Экономика США растет 2,2% г/г, Еврозона показывает аналогичную динамику. Правда, акцент развитых стран смещен в сторону услуг, поэтому прямого сильного влияние на металлы рост экономики не оказывает. Хотя сильная макростатистика по США и странам Евросоюза является подтверждением устойчивого мирового спроса.
Какие перспективы
Учитывая значительное сокращение инвестиций в сектор добычи и обогащения руды, производство металлов следует в целом ожидать позитивной динамики. Но в краткосрочной перспективе коррекция доллар может оказать некоторое давление на товарный рынок. ФРС готовится приступить к сокращению баланса. Слабая инфляция не даст причин ФРС для повышения ставки. В свою очередь, именно рост сырья и металлов может подстегнуть инфляционные ожидания, но с лагом во времени.
Развивающиеся экономики пока не демонстрируют явного замедления. Этот фактор также должен оказывать поддержку спросу на сырье. Bloomberg Commodity Index может продолжить восстановление к отметке 90 пунктов, максимумам 2016 года.
Продолжение «Большого обзора по рынку металлов» читайте в среду. Вторая часть будет включать более подробную динамику драгметаллов, факторы влияния и перспективы сектора.
Константин Карпов