Насколько безопасна единая биометрическая система, к которой подключились банки в июле этого года? Стоит ли бояться утечки данных? Что тормозит продвижение «умных» решений «Ростелекома» – «умный дом» и «умный город»? И что заставляет компанию бежать быстрее своих коллег? На эти и другие вопросы журналистов ответил в ходе пресс-конференции в Москве первый вице-президент «Ростелекома» Владимир Кириенко. Портал SIA.RU записал 5 наиболее важных цитат.
О точках роста
Телекоммуникационный рынок в последние годы стагнирует, показывая достаточно скромные темпы роста. Хотя компании предпринимают смелые шаги, развивая новые перспективные направления, в большинстве своем они пока существенно не влияют на выручку. Отвечая на вопрос журналиста о точках роста «Ростелекома», первый вице-президент компании Владимир Кириенко объяснил, что отличает их от коллег по цеху и какие направления выступают в качестве драйверов роста.
«В свое время я занимался спортом и знаю, что для достижения хороших результатов нужны тренировки с отягощением. Нам повезло. У нас есть такая тренировка. Каждый год «Ростелеком» теряет порядка 5 млрд выручки из-за падающей телефонии. У нас есть вызов, и это хорошо, потому что у наших партнеров и коллег по цеху такого отягощения нет. Это заставляет нас бежать быстрее.
Что предстоит сделать? Нам нужно компенсировать падение по телефонии и заместить новыми цифровыми сервисами. И мы движемся в этом направлении. В 2018 году впервые выручка «Ростелекома» от цифровых сервисов превысила 50% в общем объеме, а телефония при этом составила меньше 25%, хотя еще десять лет назад составляла 100%».
Новыми драйверами роста Владимир Кириенко назвал подключение к интернету, интерактивное ТВ, корзину ВАТС (Виртуальная АТС) услуг, антивирусы, виртуальное пространство. В корпоративном сегменте это безопасность, данные, связь. Сервисная модель позволяет объединять все услуги для бизнес-клиентов и предоставлять все решения под ключ.
Спикер также привел пример успешной работы с корпоративным сектором: «В каждом регионе мы выделили ТОП-100 бизнес-клиентов, в этом сегменте наш рост превосходит двухзначные цифры. Если раньше мы приходили к клиенту и диалог обычно очень коротким «спасибо, мы любим «Ростелеком», у нас есть телефон». Сейчас мы показали, что у нас лучшие цены на серверное оборудование, на видеонаблюдение, на информационную безопасность. Результаты первых двух кварталов в этом сегменте подтверждают, что мы движемся в правильном направлении, мы опережаем цели по бюджету, которые были и так достаточно агрессивны для телекоммуникационной отрасли».
Об экономике партнерства, беспилотном транспорте и 5G
В сентябре «Ростелеком» и Nokia создали совместное предприятие – ООО «РТК – Сетевые технологии». Беспилотный транспорт стал первой ласточкой их совместной работы. Владимир Кириенко рассказал о результатах сотрудничества «Ростелекома», Nokia, ФГУП «НАМИ» и Фонда «Сколково».
«Мы запустили опытную зону беспилотного транспортного средства с использованием перспективной сети связи стандарта 5G*. В инновационном центре «Сколково» оборудована высокотехнологичная база, на которой будут проводиться полномасштабные испытания, чтобы в дальнейшем оценить реальные перспективы выведения беспилотников на городские улицы.
Запуск опытной зоны беспилотного транспорта в Сколково на сети 5G.
Фото предоставлено пресс-службой компании
В целом, мы считаем, что цифровая экономика и экономика будущего – это экономика партнерства. Нет смысла постоянно инвестировать и тратить деньги на R&D (research and development, НИОКР) на то, что уже изобретено. Цель сотрудничества с Nokia – не просто поставка оборудования, а создание высокотехнологичных компетенций в России. Программное и железное оборудование, произведенное в рамках СП, будет обязательно локализовано.
В свете санкционной тематики для многих международных вендеров Россия сейчас – это terra incognita: с одной стороны, это огромный потенциал роста, с другой – страх. Поэтому мы понимаем, что для Nokia это был ответственный шаг, и мы благодарны за то, что они не побоялись и готовы двигаться вместе с нами».
Рассуждая о перспективах 5G после окончания тестового периода в 2019 году, Владимир Кириенко отметил, что любая технология эволюционирует и сейчас технология 5G тестируется в трех пилотных зонах. Стандарт 5G должен стать одной из опорных технологий в цифровой экономике. Он будет активно задействован в таких направлениях как интернет вещей, умный город, умное производство, умный дом, умный транспорт.
«Мы начали с пилотных зон в Иннополисе (Казань), в Сколково (Москва), в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Задача пилотного периода – показать различные способы использования перспективной сети связи стандарта 5G. В Сколково продемонстрирована первая из них – запуск беспилотного транспорта с использованием 5G.
Дальнейшая развилка очень простая. Можно продолжать пилоты, если мы считаем, что данных недостаточно или есть дополнительные сценарии, либо переходить к опытно-промышленной эксплуатации».
Запуск опытной зоны беспилотного транспорта в Сколково на сети 5G.
Фото предоставлено пресс-службой компанииФото предоставлено пресс-службой компании
О безопасной биометрии
Кстати, о данных. К биометрической идентификации, стартовавшей в банках в июле этого года, люди относятся настороженно. Многих беспокоит, не воспользуются ли банки ситуацией при потере лицензии, как, например, пользовались данными о вкладчиках. По словам первого вице-президента компании Владимира Кириенко, это невозможно, потому что биометрическая система «Ключ Ростелеком» построена по такому принципу, что ни один из банков не обладает вашими биометрическими данными.
«У банков нет доступа к этой информации. Это закрытое шифрование. Вы делаете отдельно фото, отдельно голос, отдельно видео. После этого все зашифровывается и хранится в едином биометрическом хранилище, которое соответствует требованиям ФСБ и «Ростелекома».
Во-вторых, биометрия – это вероятностный подход. Что происходит, когда банк хочет идентифицировать личность клиента? Банк направляет запрос и, учитывая, что это бинарная система, ответ выглядит примерно так – «Да или нет. С вероятностью 99,9% этот человек является этим клиентом».
В-третьих, если завтра у банка или любой другой организации возникнут сложности, они не могут утратить ваши биометрические данные. В банке есть только информация о результатах запросов, о том, что, например, Владимир Кириенко десять раз пытался получить банковские услуги, при этом в восьми случаях это был он, а дважды под его видом обращались мошенники» (улыбается).
Владимир Кириенко, основываясь на десятилетнем опыте работы в банковском бизнесе, уверяет: копия паспорта ничего не означает, а вот биометрия – это шаг вперед.
Безопасности данных в Единой биометрической системе уделяется особое внимание. «Ростелеком» является одним из лидеров на рынке кибербезопасности, поэтому система обеспечена высоким уровнем защиты.
Важным является и то, что данные в Единой биометрической системе хранятся в обезличенной форме и отдельно от персональных данных, включенных в базы ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации). Связка между системами осуществляется по уникальному идентификатору. Кроме того, биометрические данные гражданина в Единую биометрическую систему передаются по каналу связи, защищенному отечественными криптоалгоритмами.
«В целом, я – оптимист, и считаю, что биометрия будет востребована, – уверяет Владимир Кириенко. – В любом случае у каждого из нас всегда есть выбор: либо сдать биометрию, если хочешь пользоваться удаленными услугами, либо не сдавать».
О новых горизонтах «умных городов»
«Ростелеком» создает единую цифровую платформу «умного города». «Скелет» платформы будет состоять из четырех типов систем – систем управления городскими ресурсами, систем управления социальной сферой, систем управления сферой социально-бытовых услуг и системы «Безопасный город». По заявлению первого вице-президента «Ростелекома» Владимира Кириенко, потенциал «умных городов» огромен, а число реализованных проектов сейчас кратно увеличивается год от года.
«Обычно «умные города» начинаются с безопасности, это система 112, которая является обязательной для внедрения, – пояснил он. – Затем, как правило, подключается фото- и видеофиксация, которая защищает и повышает безопасность на дорогах. Следом идет весогабаритный контроль.
А потом начинается творчество. Как правило, движение регионов идет в пользовательскую историю, в сторону массового сегмента. В Москве, например, подключена огромная система видеодомофонов, которые мы устанавливаем, обслуживаем, анализируем данные с них. Дальнейшее развитие в массовом сегменте будет зависеть от рекомендаций самих субъектов РФ. Например, характеристиками, которые будут предъявлять субъекты к вновь вводимому жилью. Должно ли оно быть оборудовано дворовым видеонаблюдением, видеодомофонами, шлагбаумом, который встроен в систему «умный город» и открывается автоматически, когда приезжает скорая помощь или пожарная машина».
Говоря о перспективах, Владимир Кириенко прогнозирует, что пользовательский рынок «умных городов» сформируется в течение трех-пяти лет. Сначала это будет минимальный гигиенический минимум, связанный с безопасностью, а в дальнейшем будут развиваться более сложные сервисы – «Энергоэффективность», «Умный транспорт», «Управляемый ЖКХ». В каждом из этих направлений «Ростелеком» уже сейчас имеет немало реализованных проектов.
В чем же заключается уникальная возможность «умных городов»? Владимир Кириенко рассказал: «Те российские регионы, которые распознали, прочувствовали, оценили систему «умных решений», сейчас получают очень много. Например, «Энергоэффективность» мы реализуем без финансирования со стороны субъектов, инвестируем свои средства. Учитывая, что энергосберегающие технологии позволяют достигать 20-25% экономии, то за десятилетний цикл «умное» освещение полностью окупается при гарантии сохранения тарифа. Субъекты не тратят средства, а город становится ярче, светлее удобнее.
Еще одно достаточно революционное решение – это «Умные остановки». Этот проект мы начали с Нижнего Новгорода, в ближайшее время он будет реализован еще в нескольких субъектах. Суть проекта очень простая – многие остановки общественного транспорта в российских городах морально устарели и не соответствуют требованиям, предъявляемым в к ним.
«Ростелеком» за свой счет полностью модернизирует остановки, проводит wi-fi, оборудует кнопкой SOS, встраивает табло, интегрированное с системой «умного транспорта», на котором можно увидеть, во сколько приедет автобус. Граждане получает качественный сервис, «Ростелеком» получает дополнительные возможности монетизации за счет рекламы, зарабатывает на предоставлении пользователям новых возможностей.
В целом, продвижение «умных городов» идет значительно лучше, и мы видим большой потенциал и большой спрос со стороны регионов».
Об «умных домах»
Не только города могут быть «умными», но и дома в них. Спрос на «умные дома»*** есть во всех регионах России, считает Владимир Кириенко, а ключевым барьером в продвижении является не удаленность региона от центра, а право пользователя на ошибку. Напомним, что комплект «Умный дом» «Ростелекома» появился в продаже в марте 2018 года, и сейчас является, пожалуй, одним из простых решений для обеспечения безопасности, с точки зрения установки и использования.
«Не секрет, что раньше «умные дома» стоили дорого. Поэтому многие рассуждают так, может я и хотел бы попробовать эту систему, но должен сразу затратить несколько десятков тысяч рублей на ее установку. Вдруг не понравится, вдруг ожидания разойдутся с реальностью. Поэтому мы решили изменить модель продвижения.
Во-первых, мы предоставили клиенту право на ошибку. Сотрудник «Ростелекома» установит и подключит систему, которую можно целый месяц бесплатно тестировать. Если понравится, клиент оставит ее у себя. Если нет – оборудование заберут обратно.
Во-вторых, мы перевели все траты в ежемесячный платеж и ушли от больших первоначальных затрат.
В-третьих, саму систему построили просто, как конструктор. Есть возможность выбора функций в зависимости от того, что беспокоит клиента, хочет ли он знать, выключен ли утюг, чем занят ребёнок, нет ли протечек воды или газа, не проникли ли в дом посторонние, в порядке ли дача, оставленная на время отпуска и так далее».
Владимир Кириенко считает, что ключевой барьер в продвижении «умных домов» заключался именно в доступности сервисов. Если «Ростелеком» сможет предоставить новые возможности и ценности, не обременяя и не заводя пользователя в некую кабалу досрочного платежа, то это и будет серьезным прорывом для «умных домов».
5G создаст новые возможности для интеллектуальных и эффективных приложений, подключенных к множеству устройств и работающих в самых разных коммерческих областях и отраслях экономики.
После выхода финальной версии стандарта Пиковая скорость 5G составит порядка 10 Гбит/с, что достаточно для передачи сотен видеопотоков Ultra HD . Первые спецификации стандарта 5G должны быть разработаны в 2018 году, а первая коммерческая сеть 5G может быть развернута в 2020 году.
Читайте также:
Стандарт 5G должен стать одной из опорных технологий в цифровой экономике. Он будет активно задействован в таких направлениях как интернет вещей, умный город, умное производство, умный дом, умный транспорт.