«Деглобализация так деглобализация», – заявил Анатолий Чубайс на бизнес-завтраке в Давосе и продолжил свое выступление на русском языке. Тему деглобализации на Всемирном экономическом форуме обсуждали неслучайно: именно в Давосе собираются представители стран и корпораций, которые получают от глобализации выгоду. Лидеры международного и российского бизнеса обеспокоены не только изменениями правил игры, но и негативными настроениями обычных граждан. Тому, как получить мед и не быть при этом покусанными пчелами, была посвящена дискуссия, которую модерировал Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф. Портал SIA.RU предлагает вашему вниманию несколько цитат.
«Мед вкусный, но пчелы кусаются»
Якоб Френкель, Председатель Правления JPMorgan Chase International:
– Тридцать лет назад я посетил Китай, говорил о преимуществах глобализации. Это была красивая речь, но мне ответили: «Знаете, есть такая поговорка в Китае – "Мед сладкий, но пчела кусается"».
Когда мы начали эту встречу, 85% присутствующих проголосовали за глобализацию. Я читаю газеты и вижу большой разрыв между людьми, которые присутствуют здесь, и остальным миром.
Когда вы уточнили, что глобализация – это свободное движение трудовых ресурсов, капитала, технологий, информации, за нее проголосовало уже поменьше. Разрыв все равно остался большим, но я хочу обратить внимание на другое. Когда люди голосуют за что-то, что плохо определено, вы не знаете, за что они голосуют, что они хотят сказать. Важна и формулировка. Если говорить о том, что дети пойдут трудиться на фабрику, а другие люди лишатся работы, кто будет за это голосовать? Но с другой стороны, если миллионы будут выведены из бедности, кто будет против этого?
«Технологическая революция приводит к изменениям, в которых люди видят угрозу»
Энтони Блэр, экс-премьер-министр Великобритании:
– Люди говорят о глобализации так, будто это решение правительства. Но глобализация подпитывается людьми: мир идет по пути прогресса, меняются технологии, транспорт, экономика. Технологическая революция приводит к изменениям, в которых люди видят угрозу. И мы не можем игнорировать это – мы должны решать проблему обеспокоенности граждан.
Правительства и политики, которые смогут обеспечить оптимизм своих граждан в отношении необходимых изменений, выиграют. Но если не смогут найти нужные ответы, люди будут злы и разделение между слоями общества расширится еще больше. Да, сейчас перед нами стоят серьезные вызовы, но они же являются и возможностями.
«Нужно напоминать людям, что такое – жить без глобализации»
Ксавье Беттель, премьер-министр Люксембурга:
– Мы много говорим о негативе глобализации и забываем о тех преимуществах, которые она дает. Нам повезло, мы в Европе с 1957 года, и у нас все хорошо. Но наши молодые люди воспринимают все как данность, они не знают, что такое деглобализованный мир. Они жалуются на то, что им нужно платить за роуминг, когда они в Дубае. Им не приходилось проходить таможню, покупать пропуск на машину и стоять в очереди, чтобы приехать в Швейцарию.
Но ничто не является данностью, о преимуществах глобализации надо напоминать. Если мы этого не делаем, мы оставляем поле для популизма. Мой электорат задает мне простые вопросы, а у меня есть на это длинные ответы. У популистов ответы очень быстрые, четкие и простые. Но когда они предлагают простые решения, например, выйти из ЕС и сэкономить кучу денег, которые забирает у нас Брюссель, мы понимаем, чем это может обернуться.
«Экономике все равно, как вы проголосовали»
Анатолий Чубайс, Председатель Правления ООО «УК «РОСНАНО»:
– Человек уже успел получить в полной мере как положительные, так и отрицательные плоды глобализации и теперь пробует одной ногой воду деглобализации. Один из самых масштабных процессов в плане деглобализации – Brexit (Выход Великобритании из Европейского союза, – ред.). Это будет страшный удар по проживающим в Северной Ирландии, по десяткам профессий и миллионам людей. Это радикальным образом изменит их жизнь, но они этого не понимают, они голосовали за Brexit.
Демократия – вещь ценная, но ни демократия, ни президент не могут отменить экономические законы. Экономике все равно, как вы проголосовали: вы хотели деглобализацию – вы начнете получать ее последствия.
«Бизнесмены вплотную подошли к вопросу, как менять стратегию»
Герман Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка:
– Никто не хотел бы роуминга и возвращения границ. Когда вы приводите эти примеры, мне на ум приходит слово, характеризующее современный мир – «бесшовность». Мы все хотели бы, чтобы мир был бесшовным, без разделительных линий.
Однако Рэй Далио, глава крупнейшего в мире хэдж-фонда сказал, что мы подошли к моменту, где глобализация заканчивается. Если вы посмотрите на сто лет истории интеграции международных финансовых рынков, то увидите, что последние семьдесят лет глобализация нарастала. Все крупнейшие компании нарастили присутствие за рубежом. В 2008 году мы увидели начало обратной тенденции и сейчас бизнесмены вплотную подошли к вопросу «как менять стратегию».
«Мы переходим из одного переходного периода в другой переходный период»
Боб Мориц, Президент PwC:
Читайте также:
– Мы переходим из одного переходного периода в другой переходный период. Раньше у нас был единый центр, который определял правила игры всему миру – США. Сейчас будет много стран-региональных центров, которые будут создавать новые правила. Раньше у нас были физические активы и границы, через которые эти активы было сложно передвигать. А сейчас есть интернет, у которого нет границ. Раньше у нас люди могли иногда голосовать в рамках формального референдума или выборов. А в соцсетях они каждый день голосуют. Причем они не просто говорят «да» или «нет» – они высказывают свое мнение, почему вы что-то делаете правильно, а что-то неправильно.
В ходе исследования, которое мы проводим каждый год, мы спросили президентов компаний «Куда вы будете инвестировать, помимо своей страны?». И мы видим, что количество стран, в которые главы компаний собираются инвестировать, сокращается. 23% компаний сокращают инвестиции, например, в США или в Китай, потому что там есть проблемы с торговлей, конфликты и т.д. Это совершенно противоположно тому, что делают успешные компании.