В Совете федерации нашли способ ограничить рост маркетплейсов — им могут запретить открывать новые пункты выдачи заказов в тех регионах, где они занимают четверть рынка. С предложением выступил председатель комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов, пишет Forbes.
«Это ограничение пользовательского удобства»
Тем временем идею уже успели раскритиковать на рынке. Такое ограничение навредит прежде всего покупателям, уверена партнер компании D&A Partners Екатерина Смирнова:
– По сути, это ведь даже не ограничение онлайн-бизнеса, а ограничение пользовательского удобства. Маркетплейсом можно быть с любым оборотом, но если мы ограничиваем число ПВЗ и к товарам доступ получает меньшее количество пользователей, то им это становится менее удобно. Условно, если твои пункты выдачи заказа сосредоточены в Москве, а не в Санкт-Петербурге, то в Северной столице более популярным станет другой маркетплейс. В реальном секторе как это происходит? Давайте возьмем классическое дело Standard Oil, с которого начался антитраст в мире: его принудительно поделили на две компании, и они начинали конкурировать между собой по цене. Вот там пользователь не пострадал.
Вместе с тем Федеральная антимонопольная служба ведь на самом деле про маркетплейсы не сказала, во-первых, ничего из ряда вон выходящего, а, во-вторых, не заявила про незаконность. Wildberries, Ozon демонстрируют коллективное доминирование, но это не означает наличие нелегальных действий. Вообще доминирующее положение на рынке — это абсолютно законная ситуация, и просто за долю рынка, за размер бизнеса нельзя наказывать компании.
«Вредно и избыточно»
Читайте также:
Сами маркетплейсы инициативу не комментируют, но в Ассоциации компаний интернет-торговли идею назвали «не только избыточной, но и вредной». Запрет на открытие пунктов выдачи заказов ударит не по маркетплейсам, а по их партнерам, мелкому бизнесу, уверен президент АКИТ Артем Соколов:
– Маркетплейс открывает свои распределительные центры, организовывает фулфилменты в регионах, начинает очень активно развивать малый бизнес в этих локациях. Открываются логистические службы, новые пункты выдачи заказов. Вот из всех существующих ПВЗ основная часть — партнерские, то есть те, что были открыты местными предпринимателями. Как только мы ставим эти ограничения, то, по сути, блокируем возможность локальному региональному бизнесу продолжать свое развитие с площадками: торговать товарами и открывать пункты выдачи. Я уверен, что законодатель не ставил своей целью ограничивать возможность людей зарабатывать таким образом. Но пока инициатива, к сожалению, звучит именно так.
Иван Корякин