В перечень новых национальных проектов, о которых вчера сообщил Владимир Путин, вошел нацпроект «Кадры». Как и другие нацпроекты, он продлится до 2030 года – однако, в отличие от них, «Кадры» могут стать принципиально новым набором мер, необходимым для решения проблемы, с которой экономика РФ раньше не сталкивалась.
На протяжении 2000-х и 2010-х годов фокусом внимания правительства на российском рынке труда был уровень безработицы — он оставался значительным (7–9%) и мог создавать социальную напряженность, особенно в моменты экономического кризиса, как, например, в 2008 году. Однако уже на протяжении 2010-х годов показатель уровня безработицы сокращался и в 2019-м начал периодически, в отдельные месяцы, падать до исторического минимума (например, в июне 2019-го он составлял 4,4%). Потом на фоне пандемии число безработных за считаные месяцы выросло на четверть, почти на 1 млн человек, однако уже в течение следующего года показатель безработицы вернулся на допандемийные значения. По итогам же 2023 года уровень безработицы составил 3,2%. Главным инструментом борьбы с безработицей в этот период считался, собственно, сам экономический рост, а какие-то специальные инструменты поддержки занятости или непосредственно безработных правительство было готово использовать в основном краткосрочно — в моменты экономических кризисов 2008, 2014 и 2020–2021 годов.
Читайте также:
Нынешнее исчезновение проблемы безработицы, впрочем, привело, судя по всему, к появлению других вызовов — излишней конкуренции работодателей за работников и началу «гонки зарплат». Впрочем, поскольку многие корпоративные отчеты теперь стали закрытыми, в реальности оценить, насколько массовым было повышение выплат на конкретном предприятии, невозможно. Сам же по себе макропоказатель прироста зарплат в реальном выражении по итогам 2023 года (работодатели назвали его самым сложным с точки зрения привлечения кадров) составил 7,8% и не обогнал, например, показатель 2018-го (8,5%).
В перспективе число трудоспособного населения в России будет сокращаться, и этот процесс, повлиять на который, скорее всего, невозможно (по крайней мере, быстро), только начинается. Численность рабочей силы сейчас лишь на 3% ниже, а число занятых лишь на 1% ниже исторических максимумов последних 20 лет. Это, скорее всего, сделает проблему нехватки трудовых ресурсов еще более острой.
Пока в послании Владимир Путин обозначил эти цели в концептуальном виде — заявлений о том, какие конкретно меры войдут в новый нацпроект или какие уже существующие федеральные профильные программы и проекты станут его частью, вчера не прозвучало ни от него, ни от главы Минтруда Антона Котякова.
Анастасия Мануйлова