Цифровая трансформация бизнеса и использование искусственного интеллекта стали драйверами роста российских малых и средних компаний в 2023 году. Такой вывод содержится в совместном исследовании аналитиков платформы Calltouch, банка «Точка» и hh.ru. Проанализировав обезличенные данные более 550 тыс. компаний, эксперты рассчитали индекс здоровья для 20 основных отраслей МСП — учитывались в том числе обороты компаний, число открытых вакансий и уровень зарплат.
По оценкам аналитиков, самыми быстрорастущими отраслями в 2023 году ожидаемо стали интернет-торговля, реклама и туризм. Так, индекс здоровья в e-commerce составил 55 баллов (30,5 — в 2022-м, см. график). По оценкам банка «Точка», в 2023 году было зарегистрировано на треть больше ИП и компаний, ведущих торговлю в интернете, чем в 2022-м. Хотя драйверами развития отрасли остаются маркетплейсы, «нишевых» площадок и «самостоятельных» интернет-магазинов на рынке, как следует из обзора, также становится больше.
Читайте также:
Заметно вырос в 2023-м и индекс здоровья малого бизнеса в рекламной отрасли: 65,2 балла в прошлом году против 43,3 в 2022-м. Во многом такая динамика объясняется появлением на рынке новых брендов, занимающих освободившиеся после ухода иностранных компаний ниши, отмечают в Calltouch. По оценкам экспертов, заметный вклад в рост индекса внесло активное использование в отрасли больших данных и «внедрение» в маркетинговые процессы нейросетей.
Индекс здоровья бизнеса в туристической отрасли увеличился в прошлом году на 14,2 балла, до 57,5. В hh.ru обращают внимание на то, что в 2023 году объемы найма в отрасли выросли на 40%. Напомним, активное развитие внутреннего туризма, который поддерживает туристическую индустрию в РФ, вызвано в том числе последствиями военной операции на Украине — санкциями и ограничениями, которые сдерживают расширение потока российских туристов в развитые страны.
Кристина Боровикова