Бизнес в Сети только кажется простым. Своим опытом с Газетой Дело поделились представители трех иркутских продуктовых интернет-магазинов:
По данным аналитического агентства Data Insight, в России насчитывается 22 миллиона интернет-покупателей. За 2012 год их количество выросло на 30%. Люди покупают в Сети одежду, бытовую технику, сотовые телефоны… Еще одним направлением интернет-ритейла является продажа продуктов питания.
Бизнес этот лишь кажется простым. Для организации успешного продуктового интернет-магазина нужен широкий ассортимент, грамотные операторы и курьеры, организованная транспортная и складская логистика. В Иркутске магазины, предлагающие широкий ассортимент продуктов, можно пересчитать по пальцам. Кто-то (как, например, интернет-магазин деликатесов ООО «Пятая армия») закрывается, кто-то вынужден брать тайм-ауты.
Представители трех продуктовых онлайн-магазинов поделились своими секретами о том, как сделать интернет-магазин в Иркутске рентабельным, на какую целевую аудиторию необходимо ориентироваться, какой ассортимент содержать, может ли интернет-магазин продуктов существовать без оффлайновой части и какие иллюзии надо отбросить, чтобы не прогореть.
«Слата»
Запуск - 2012 год
Количество заявок в месяц – 1500-2000
Анастасия Смирнова, специалист по маркетингу:
– В 2012 году, понимая, что популярность онлайн-пространства растет год от года, мы организовали интернет-магазин своей Службы Доставки. Он сразу же стал очень популярен среди продвинутой части населения, и сейчас заказы интернет-магазина составляют более 60% от общего числа заказов Службы Доставки.
Самым актуальным при создании интернет-магазина является вопрос: что же продавать? Но у нас этот вопрос не стоял, так как существует уже налаженный бизнес в розничной торговле. Конечно, интернет-магазин может существовать и лишь на виртуальной площадке, без оффлайновой части, но такую схему скорее можно назвать посреднической.
Для успешного функционирования и развития интернет-магазина необходим, прежде всего, сервис. Сюда можно отнести как удобство заказа на сайте, так и дальнейшее обслуживание клиента.
Наша Служба Доставки имеет собственный автопарк и располагается на базе одного из супермаркетов сети, откуда осуществляется доставка продуктов. Ассортимент товаров соответствует ассортименту магазина, но мы всегда прислушиваемся к пожеланиям наших покупателей, и ассортиментная матрица постоянно пополняется новинками.
Тот, кто хочет попробовать себя в интернет-ритейле, должен помнить: даже если вы имеете самый замечательный по дизайну и удобству интернет-магазин, с самыми качественными и недорогими продуктами, без продвижения у вас ничего не будет продаваться. Всем давно известно, реклама – двигатель торговли.
«Продукты на дом»
Запуск - 2010 год
Минимальное количество заявок в месяц – 200
Елена Комарова, руководитель:
– С каждым годом интернет-торговля улучшает свои показатели. Если раньше мы искали клиентов, то теперь многие ищут нас. Три года назад у нас было 15 заявок в неделю, сейчас минимальное количество заявок в месяц – 200.
Покупать продукты в интернете очень удобно в современном ритме жизни: экономия времени, не нужно носить тяжелые пакеты и ругаться в очередях. У нас есть, например, покупатели, которые составили определенный набор продуктов, и мы им доставляем его еженедельно в определенный день.
Наши покупатели, в основном, – это мамочки с маленькими детьми, пенсионеры, которым уже сложно идти в магазин и нести тяжелые сумки, занятые люди, у которых нет времени ходить по магазинам. Интернет-магазин «Продукты на дом» работает и с юридическими лицами – столовыми, отелями, небольшими магазинчиками. Им предоставляем скидки и возможность отсрочки платежа.
Считаю, что самое главное для успеха интернет-магазина – это персонал. Коммуникабельный, знающий ассортимент оператор, и вежливый, пунктуальный водитель. Затем уже ассортимент и ценовая политика. Удобство сайта тоже имеет значение. Все товары у нас на сайте имеют картинку, описание, пищевую ценность. Люди должны знать о товаре максимум, если они делают заказ через интернет, а не держат его в руках в магазине.
Рентабельность в нашем бизнесе не самая большая, где-то 20-25%. Хотя, конечно, нужно учитывать, какие продукты продаешь. Например, магазин «Продукты на дом» сейчас развивает новое направление – органические продукты для тех, кто заботится о своем здоровье и здоровье своих близких. Это продукты не из дешевых, зато натуральные. Вот там рентабельность чуть повыше. Расходы сокращаем за счет экономии на помещении: у нас оффлайнового магазина нет.
Самое сложное в интернет-ритейле – сформировать круг постоянных покупателей, в некотором роде приверженцев именно вашего магазина, предлагая им интересный ассортимент и удобные условия. На это нужно время и терпение.
«Эко-Базар.рф»
Запуск - 2011 год
В настоящее время сайт находится в «спящем режиме»
Мария Перевозникова, маркетолог:
– Интернет-магазин фермерских продуктов «Эко-Базар.рф» был открыт во второй половине 2011 года. Однако с открытием оффлайнового магазина мы бросили онлайн на произвол судьбы, слишком увлеклись, забыв про интернет. Планируем возобновить работу онлайн-магазина в ближайшее время.
С уверенностью могу сказать, что продуктовый ритейл в интернете рентабелен и, как и остальные сферы продаж, будет расти, но не так интенсивно. Все-таки выбрать питание для себя и семьи – дело более ответственное, чем, например, купить стиральный порошок.
Услуги нашего интернет-магазина должны быть интересны людям, которые осознанно подходят к потреблению продуктов, отдают предпочтение натуральному – например, беременным женщинам, молодым мамочкам.
Тем, кто планирует открыть продуктовый интернет-магазин, советую не питать иллюзий, что открытие магазина в Сети будет менее затратным, чем оффлайнового, – как в финансовом плане, так и во временном. На самом деле онлайн-магазин требует к себе не меньше внимания и усилий со стороны руководителя.
Денис Юрасов, директор компании «Медведев Маркетинг»:
Скорость развития иркутского рынка торговли продуктами питания в онлайне на порядок ниже, чем в других сегментах. Тем не менее, сегодня на этом рынке уже есть крупные игроки.
Можно отметить, что большинство магазинов имеет узкую специализацию: например, продают кофе, деликатесы или деревенские продукты. В будущем, скорее всего, тенденция узкой специализации сохранится – разве что расширится ассортимент (в пользу сопутствующих товаров – аксессуаров к кофе, макарон к мясу и т.д.). Еще очень интересен вариант доставки продуктов «по подписке» – когда с условленной периодичностью покупателю привозят пакет провизии домой или в офис.
Важным вопросом остается, может ли интернет-магазин продуктов существовать без оффлайновой части? Да, может. Но для этого он должен иметь очень сильный маркетинг, чтобы обеспечить стабильный поток клиентов. К сожалению, ситуация в Иркутске пока не позволяет говорить об отсутствии проблем с аудиторией в интернете.