ОПРОС
Кризис? Какой кризис?
Россия вышла из острой, "шоковой" фазы кризиса и входит в полосу восстановления, заявил недавно вице-премьер Игорь Шувалов. А министр финансов Кудрин добавил, что второй волны кризиса не будет. В экономике наступают улучшения, считают власти: ВВП страны растет (на 1,5% в августе), инфляция нулевая, а ставка рефинансирования ЦБ бьет исторические минимумы. Отменяется и так пугавшее людей падение курса рубля.
Чувствуете ли Вы на себе, что кризис заканчивается?
Вадим Литвиненко, управляющий деловым центром "Зенит": Настроение у людей улучшилось, это чувствуется. Но в остальном хороших новостей я не вижу. Рынок коммерческой недвижимости на дне: цены уже не снижаются, но и не растут, продаж практически нет. Интересные объекты задешево найти тоже почти невозможно -- собственники их держат до лучших времен.
Когда наступят лучшие времена -- не знаю. Но очевидно, что после того, как оживет рынок жилья. Его запустят доступные кредиты. Хотя заявления банков о том, что ставки снижаются, пока очень неубедительны. Даже самые низкие ставки -- 16% с учетом комиссий и страховок вырастают до 20%.
Дмитрий Баймашев, заместитель директора ОАО "Иркутский масложиркомбинат": С одной стороны есть улучшения. Например, наши партнеры свинофермы и птицефабрики увеличили заказы на корма, которые мы им поставляем. Объемы поставок вернулись к докризисным уровням. С другой -- наши розничные продажи так и не восстановились после прошлогоднего падения. У одних потребителей действительно денег нет, другие -- по привычке продолжают экономить. Средний чек в наших магазинах еще в прошлом году снизился на 20%. И пока не восстановился.
Владислав Лачкарев, директор ОАО ПО "Иркутский завод тяжелого машиностроения": Никаких положительных сдвигов я не замечаю. По моему мнению, кризис только усиливается. Объемы заказов в российском машиностроении снизились в 2 раза. Основные наши потребители -- предприятия горно-обогатительной промышленности и металлургические предприятия -- перестали закупать новое оборудование и практически не ремонтируют имеющееся. Это и понятно: застройщики, почти половина клиентской базы металлургов, сократили объемы строительства.
При этом наши расходы только увеличились: выросла плата за тепло- и электроэнергию, железнодорожные перевозки. Банки повышают ставки по кредитным линиям -- этим летом один из банков поднял нам ставку с 18% до 24% годовых. Другой банк попросил погасить заем досрочно. Мы пошли ему навстречу, сейчас договариваемся о реструктуризации кредита. Никакой обещанной государственной поддержки промышленности (приоритетным предприятиям области) не оказывается.
Владимир Стефановский, директор ООО "Застройщик": Кризис заканчивается? Ну, разве что внутри Садового кольца. За его пределами ситуация не улучшилась. И улучшиться не может: мы сырьевая страна, и основные покупатели нашей продукции -- металла, нефти, леса -- живут за пределами России. А они объемы потребления сократили. У российских предприятий денег нет. Поэтому мне странно слышать заявления о выходе из кризиса.
На рынке жилья тоже никакого улучшения нет. То, что спрос на новостройки оживился и некоторые застройщики стали поднимать цены -- нездоровая ситуация. Эти покупки совершают инвесторы, у которых есть накопления. Надувается новый пузырь. А у людей денег как не было, так и нет.
Банки не кредитуют ни застройщиков, ни покупателей квартир. Да и вообще, я не вижу, в какой бизнес сейчас можно инвестировать, чтобы отбить банковские проценты. Недавно предлагали взять нецелевой кредит под залог имеющейся жилой недвижимости под 24% годовых! При этом максимальную сумму кредита оценили в 50% от текущей стоимости залога.
Татьяна Кубасова, генеральный директор ОАО "ИрИА": Думаю, что самую острую фазу кризиса экономики разных стран, в том числе и российская, действительно прошли. Кризис приобрел боковой тренд. То есть, падение прекратилось, но движения нет ни вверх, ни вниз. Нулевая инфляция, прекратившийся рост безработицы имеют место, но промышленного роста также нет. То есть, наступило затишье. Но вторая волна кризиса вполне возможна в банковском секторе в конце 2009 года -- начале 2010 года.
Возможны два сценария: либо падение, либо движение вверх, они зависят от мировых рынков и антикризисных мер правительства РФ. И куда вектор движения направится, будет зависеть от того, насколько верными будут меры, принимаемые правительством. Сегодня они свидетельствуют о том, что наконец-то есть понимание очередности действий: сюда относятся снижение ставки рефинансирования, чтобы сделать кредиты более доступными не только бизнесу, но и населению.
Строительство получит дополнительные заказы и сможет активизировать свою деятельность, которая является важным индикатором. Можно ожидать, что в первом-втором квартале 2010 года несколько оживится проектирование строительных проектов. Скорее всего, массовых сокращений на рынке труда уже больше не будет. Есть надежда на то, что первая стадия кризиса прошла, и меры, принимаемые правительством на сегодняшнем этапе, не позволят углубиться этому кризису дальше.
Юрий Кензин, директор ООО "Сибирский независимый центр оценки": Не чувствую никакого улучшения. Напротив, если летом клиенты занимались реструктуризацией бизнеса, брали кредиты, и у нас были заказы, то сейчас активность резко снизилась, несмотря на осень. Мы ждали, что откроется рынок долгов, но этого не произошло. Это значит, что банки не хотят переоценивать долги, и критическая масса только накапливается.
Вообще мало поводов для оптимизма. Я согласен со многими экономистами, что в экономике меры принимаются только в финансовой сфере (накачивание банков ликвидностью, поддержка рубля). А так, чтобы эти деньги работали, питали инфраструктуру производства, доходили до людей, таких мер не чувствуется. Я не считаю, что 2010 год будет легче.
Андрей Кельчевский, "Байкальский фондовый дом", УК "Энергия-Инвест": Что такое "кризис" и что понимать под его завершением? Это совсем не праздные вопросы, чтобы понимать друг друга. Поэтому я постараюсь остаться в рамках терминологии вопроса.
Инфляция, на мой взгляд, будет нулевой совсем непродолжительное время. Уже скоро она вернется в привычную, а может, и неприличную колею. Рубль вряд ли упадет. Скорее вырастет. Возможно, динамика курса рубля будет лучшей среди очень многих валют.
Массовые сокращения будут. Но уже скоро на рынке труда поменяется погода.
Ставка рефинансирования ЦБ вполне может оказаться ниже. Не стоит удивляться таким цифрам, как 8 или 5.
Вторую волну я жду. Волну дешевых денег.
Кризис? Какой-такой кризис?





SIA.RU: Главное