Героями публикаций в прессе становятся, как правило, люди успешные. Поэтому, вникая в очередную бизнес-историю, редкий читатель усомнится в том, что путь предпринимателя всегда удачен, а редкие проблемы ему в итоге удается благополучно решить. В действительности же только 40% всех российских бизнес-стартов приводят к созданию устойчивой компании. Какие просчеты предпринимателя могут оказаться фатальными, а какой подход, напротив, помогает бизнесу «выжить», корреспондент Газеты Дело рассмотрел на примере двух парикмахерских.
Героиня нашей статьи Ирина Заменина, парикмахер со стажем более 20 лет и владелица двух салонов в Иркутске, убеждена, что маленькая и непритязательная парикмахерская никогда не пропадет. Опыт ее трехлетней предпринимательской деятельности это подтверждает.
– У меня всегда было убеждение, что в любые времена, будь то кризис или расцвет экономики, нужны определенные профессии: сантехник, сапожник, и, конечно же, парикмахер. Ведь стричься нужно всем, – рассуждает Ирина.
Однако, по опыту собеседницы, мало открыть парикмахерскую – важно открыть ее в «правильном» месте и ценовом сегменте. Выбирать следует густонаселенный район: чем больше многоквартирных домов, тем больше клиентов. «Тогда наличие еще одной парикмахерской по соседству пугать не должно, – успокаивает собеседница. – Можно даже посчитать с размахом. Возьмем большой парикмахерский салон на 10 кресел. Допустим, парикмахеры заняты полностью и работают по 8 часов, по полчаса – на клиента (хотя в реальности стопроцентной посещаемости не бывает никогда). За день такой салон сможет обслужить 160 человек, за месяц – 3200. А теперь представьте, сколько человек живет в одном жилом комплексе и часто ли встречается столь быстрое обслуживание?»
Лицензия для того, чтобы оказывать парикмахерские услуги, не требуется – достаточно получить сертификат. Сама сертификация стоит недорого – от 1000 до 4000 рублей. Главное, чтобы сертификаты были у мастеров – для этого мастеру достаточно окончить трехмесячные курсы. По опыту Замениной, начинать процедуру сертификации нужно с писем в санэпидемслужбу района и пожарным следующего содержания: «Прошу Вас разрешить мне открыть парикмахерскую по такому-то адресу».
– Пожарные либо дают добро, либо нет. В случае с СЭС все чуть сложнее: им необходимо предоставить договор аренды и медицинские книжки мастеров (для начала достаточно двух). Услуга платная, стоит около восьмисот рублей, – говорит предпринимательница.
Норм, мешающих открыть парикмахерскую, по ее мнению, не существует. Есть лишь детали: пожарные, к примеру, потребуют поставить открывающиеся решетки на окна. Ирина советует поставить рольставни – 300 рублей за квадратный метр, зато и окна защищены. Также необходимо повесить светящуюся табличку с надписью «выход» и приобрести огнетушители. У СЭС тоже есть свои требования к парикмахерским: утилизация волос, стирка полотенец и наличие санитарных книжек у всех работников. В общем, вполне логичные и оправданные запросы.
Кроме того, можно зарегистрироваться в комитете по малому бизнесу – это будет стоить 1600-1100 рублей за юридический адрес и 500 рублей за оформление документов, – тогда, по словам Ирины, можно претендовать на помещения с льготной арендной ставкой. Одна из парикмахерских Замениной в Октябрьском районе арендует площади как раз таким образом – выходит всего 300 руб/кв.м.
По подсчетам Ирины, парикмахерская в любом районе Иркутска, кроме Кировского, окупает себя, если за помещение примерно в 50 «квадратов» (это оптимальный размер парикмахерской на 3-4 места) предприниматель платит не больше 30 тыс. руб. в месяц. «В этом случае десять дней вы будете работать на аренду, а все оставшееся время – на себя и на зарплату администратора и бухгалтера», – объясняет предпринимательница.
Расценки Ирина установила минимальные: женская стрижка от 200 руб., мужская – от 100, покраска – от 400 руб., укладка – от 200. Секрет успеха сети салонов предпринимательница видит в том, что когда она открывала первую парикмахерскую, то просто ориентировалась на свою маму и бабушку, и все идеи – от дизайна до прайса – предварительно «обкатывала» на них.
Коллега Ирины Замениной, предприниматель Игорь Слевенчук считает, что потерпел фиаско с запуском парикмахерской из-за того, что применил опыт успешной американской франшизы без учета реалий российской провинции.
Новинка заключалась в том, чтобы открыть в Сибири парикмахерские, которые делают только укладку. «Как-то прочитал в одном журнале, как несколько лет назад подобный бизнес буквально ‘выстрелил’ в американской глубинке. Сегодня это суперуспешная сеть с более чем сотней филиалов по всей Америке, – рассказывает собеседник. – К сожалению, мне этот успех повторить не удалось».
Слевенчук старался воспроизвести проект как можно ближе к оригиналу, как в дизайне, так и в ассортименте услуг – единый яркий стиль оформления, громкая музыка, шаблон из десяти разных укладок с четким прайсом. «Зарабатывать планировалось на объемах. В обычной парикмахерской клиент может провести от получаса до 5-6 часов, в среднем – не менее полутора часов, – объясняет Игорь. – В этом проекте вся соль в том, чтобы поставить дело на поток – на каждого клиента тратится не больше получаса. Только мытье головы и укладка. Основной расчет на женщин, которым нужно подготовиться к какой-нибудь встрече, а времени, сил или желания что-то делать самой – нет».
Расценки Слевенчук установил недорогие – от 100 до 1000 руб. в зависимости от сложности укладки для женщин, и от 100 до 300 руб. – для мужчин.
«Снять помещение удалось недорого – 20 тысяч рублей в месяц за 40 ‘квадратов’ в хорошем проходном месте. Правда, промах был с закупкой оборудования: слишком поздно заказал мойки и сушильные аппараты, – признается Игорь. – Покупал в Штатах, и ехали они целый месяц. Если бы заказал своевременно – можно было бы открыться на пару недель раньше. А так ‘прошляпил’ сезон – май-начало июня – когда школьники готовятся к выпускным балам».
Но основной просчет предпринимателя оказался отнюдь не в выборе времени для открытия. «Менталитет российских женщин таков, что траты на то, что они могут сделать самостоятельно, большинство из них относит к нерациональным, – сетует Слевенчук. – Привычка идти в парикмахерскую лишь за тем, чтобы сделать укладку, есть только у занятых бизнес-леди… и раз в жизни – у выпускниц школ. Этого недостаточно».
Необходимость формировать рынок «с нуля» Слевенчук быстро осознал, но не был уверен, что его «финансовой подушки» будет достаточно, чтобы бизнес продержался до образования стабильного потока клиентов. «На операционную прибыль обычная парикмахерская выходит на второй месяц. При условии достаточной рекламы, конечно. Я ‘прибросил’ еще полгода и надеялся, что мой проект окупится если не через год, как стандартный салон, то хотя бы через полтора», – делится собеседник.
Игорь понимал – чтобы «взрастить» новых клиентов, расходы на рекламу нужно серьезно увеличивать. «К разносу объявлений по почтовым ящикам близлежащих домов прибавилась реклама на местном кабельном телевидении и баннер на проходной улице города, а мой бюджет на рекламу сразу ‘подскочил’ в 3 раза, – вспоминает предприниматель. – Но из ниши местной парикмахерской надо было выходить, и привлекать новизной и необычностью клиентуру уже со всего города».
В первые три месяца вложения в рекламу действительно обеспечивали хороший поток клиентов. «На второй месяц после старта массированной рекламной атаки мне даже удалось выйти на плановые показатели, – хвастает Слевенчук. – Однако спустя 3-4 месяца, когда поток клиентов стал редеть, реанимировать интерес публики не помогла даже телереклама».
Спустя полтора года после запуска все три салона предпринимателю пришлось закрыть – иссякли финансовые запасы. «В кредит лезть уже не стал, хотя соблазн был – здесь ведь как на фондовом рынке, без прибыли выходить из игры не хочется. Сейчас уже думаю, надо было открывать салон ‘по-старинке’ – со стрижкой да покраской. Но хочется же выделиться, не идти за толпой. Или лучше бы открыл парикмахерскую с мастерами топлесс, как другой мой иркутский коллега. Глядишь, не прогорел бы», – смеется собеседник.
Иван Усольцев, Газета Дело